Коренной вопрос современной российской действительности — быть или не быть поддержке государством малого бизнеса, в условиях рынка неизменно порождает логически вытекающий из него второй вопрос: а что оно, государство от этого получит?
Согласитесь, программа поддержки мелких предпринимателей не может быть социальной программой. Бизнесмен — это не пенсионер, не инвалид и далеко не малоимущий гражданин. Если у человека есть средства и силы вести предпринимательскую деятельность, он уже на плаву. Современный бизнесмен умеет искать оффшоры, где меньше нужно платить по налогам, знает, как грамотно оформлять сотрудничество с работниками, дабы не платить социальные налоги. А вот если бизнесмен требует финансовой поддержки государства (субсидии или снижение налогов), вернее, если его выживание зависит от этих денег, можно предположить, что у предпринимателя не вполне, мягко говоря, реалистичный бизнес план.
Как государство поддерживает малый бизнес
Если отбросить политически ангажированные лозунги, и посмотреть на дело с точки зрения прагматичного подхода, не срабатывает даже кивание на опыт Североамериканских стран или стран ЕС. В финансовом экспертном интернет-издании (работает с 2001 года) finexpert.ru раскрывает правила, по которым поддерживается малый бизнес в цивилизованных экономически развитых странах без эйфории. Как пишет автор, государственные структуры поддерживают предпринимателей при условии, что их работа подпадает под субсидии в рамках строго определенных государственных стратегических программ.
Иными словами — это не программы социальной поддержки предпринимательства, а вознаграждение за сотрудничество в деле решения более важных стратегических проблем общества, решение которых лежит на государственных структурах управления. Согласитесь — вполне реалистичный подход. Желаешь получать помощь, будь полезен обществу, а не только своему заказчику или покупателю.
И в итоге — полезен и прямым твоим нанимателям, если вдуматься в приведенный в статье пример поддержки дизайнера по интерьерам или архитектора. Наверно, сам предприниматель, в том числе и в России, прежде всего, должен пересмотреть свою деятельность, пригласить эксперта, владеющего темами приоритетных направлений государства, и найти ту нишу собственной деятельности, в которой он будет полезен государству и обществу несколько больше, нежели специалист, оформляющий интерьер частным гражданам или организациям. И никакого нахлебничества, все вполне логично, честно и взаимовыгодно.
Связанные записи
- «Совфрахт» доставил в Нижний Новгород третий по величине «звонящий» колокол в России
- Северо-Кавказский Сбербанк запустил в Ставрополе новый кредитный продукт для предпринимателей «Бизнес-Старт»
23-01-2012, soldier-ru · Рубрика В мире
Источник: www.rusoldat.ru
ЗАЧЕМ ПОДДЕРЖИВАТЬ МАЛЫЙ БИЗНЕС ПРИЧИНЫ ТАКОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
«Малому бизнесу нужно разъяснять причины отказов» Глава Корпорации МСП — о возможностях получения господдержки
То, что в России действует целый комплекс мер поддержки малого бизнеса, слышали многие, даже далекие от предпринимательской сферы люди. Однако на практике этими возможностями пользуются немногие, зачастую просто не зная о доступных им финансовых и нефинансовых мерах или заранее сомневаясь в положительном результате. О том, какие программы поддержки малого бизнеса сегодня существуют, что такое «зонтичные» поручительства и как они помогают кредитоваться даже в самых безнадежных случаях, а также о молодежном предпринимательстве на полях Восточного экономического форума рассказал генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.
— «Лента.ру»: С момента запуска «зонтичных» поручительств прошел год. Каковы текущие результаты? Какие суммы за счет них были привлечены МСП?
Александр Исаевич: Чтобы увеличить шансы малых компаний на банковское финансирование под адекватные, а не потребительские ставки, ровно год назад мы по поручению президента запустили механизм «зонтичных» поручительств. Это совершенного новая модель оказания гарантийной поддержки государства через Корпорацию МСП. Она быстрее.
В «одном окне» банка дается кредит под поручительство Корпорации до 50 процентов. Механизм помогает получить кредит для развития бизнеса при нехватке залогов. Плюс он дает возможность снижать ставки по кредитам. В этом году это около 1-1,5 процента. Был значительно расширен доступ к финансированию.
Каждый четвертый кредит пришелся на бизнес, который без «зонтичных» поручительств никогда бы не получил его.
Всего за год действия при помощи «зонтичных» поручительств более 21 тысячи предпринимателей̆ получили кредиты на сумму свыше 180 миллиардов рублей. Много это или мало? Для Корпорации это рекорд за все время работы. Для сравнения: за весь 2020 год гарантии получили 1,7 тысячи предприятий на 126 миллиардов рублей.
Принципиально важно, что 98 процентов кредитов с господдержкой пришлось на долю микро- и малого бизнеса. При этом около 80 процентов из них было выдано на оборотные цели, и около 27 процентов кредитов получили представители обрабатывающей отрасли.
— Планируется ли полный переход на «зонтичные» поручительства вместо ручных гарантий? И, если да, когда его ожидать?
Действительно, сейчас нами параллельно реализуются «зонтичный» механизм, при помощи которого мы существенно нарастили охват предпринимателей поддержкой, и независимые гарантии, где необходимо индивидуальное рассмотрение каждой заявки. Мы готовы активно подключать банки, соответствующие требованиям «зонтичного» механизма, в целях масштабирования «зонта» и ухода от индивидуального рассмотрения сделок. Так как они объективно и дольше для предпринимателя, и не дают такого эффекта по охвату. Будем постепенно, шаг за шагом к этому идти, чтобы как можно больше предпринимателей смогли получить поддержку в привлечении финансирования через национальную гарантийную систему.
— Если говорить о сфере закупок, насколько выросло число компаний под мониторингом с начала года и по сравнению с прошлым годом?
Да, с 1 января этого года до 25 процентов повышена квота закупок у малых и средних предприятий, которая распространяется на всех заказчиков. В прошлом году в мониторинге было 1,8 тысячи госкомпаний, а в этом году их стало уже более 11 тысяч, и эта цифра постоянно увеличивается за счет включения новых госкомпаний. Так, например, в этом году количество дальневосточных малых и средних предприятий, ставших поставщиками госкомпаний, выросло в 1,9 раза по сравнению с аналогичными данными годичной давности. При этом число заключенных договоров увеличилось в 2,1 раза. Поставщиками выступили свыше 9,9 тысячи субъектов МСП, зарегистрированных в Дальневосточном федеральном округе.
Общая сумма заключенных договоров составила 122,7 миллиарда рублей. Она выросла по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 47 процентов. Лидером по объему закупок у малого и среднего бизнеса стал Приморский край.
Серьезный импульс развитию малого и среднего бизнеса должна придать реализация закона о «выращивании» поставщиков. Его важной составляющей является возможность заключения офсетных договоров между заказчиками и поставщиками. Офсетный договор — это когда малое или среднее предприятие выступает как инвестор и поставщик. Оно на свои или заемные средства строит новое или развивает действующее производство, а заказчик — компания с государственным участием — обязуется в течение нескольких лет покупать в определенном объеме его продукцию. Для МСП рисков нет, так как договор начинает действовать, только если по итогам торгов компания стала победителем.
— Как развитие технологий помогает МСП? Каким образом цифровой профиль от МСП.РФ упрощает бизнесу получение мер поддержки?
В наших еженедельных поездках в регионы мы видим, что бизнес мало осведомлен о мерах господдержки или знает про них, но не верит, что их можно получить. Многие меры разбросаны, даже в некоторых регионах региональные меры не собраны на одном ресурсе и их нужно искать в разных ведомствах.
Поэтому в этом случае цифровизация, стандартизация и консолидация всех популярных мер поддержки на одном ресурсе позволяет бизнесу не бегать, высунув язык, в поисках информации, а в одном месте найти все необходимое и подать заявку онлайн. С февраля на платформе уже зарегистрировались 160 тысяч предпринимателей. Видно, что есть спрос.
Для того чтобы меры поддержки предлагались, что называется, проактивно, будет запущен цифровой профиль предпринимателя. Он освободит владельцев бизнеса при обращении за услугами от обязанности самостоятельно предоставлять необходимые сведения.
Один раз документы в систему загрузили, подписали их электронной цифровой подписью, а цифровая платформа уже сама возьмет всю информацию от министерств и ведомств через цифровой профиль. Достаточно будет дать согласие на получение данных. Не надо будет каждый раз этот комплект документов готовить, загружать. Это упростит подачу заявки, например, на предоставление финансовой поддержки, когда запрашивается большое количество сведений. Цифровой профиль тестируется сейчас, рассчитываем, что в октябре он начнет работать по ряду сервисов.
— Что нужно российским компаниям для развития экспорта? Особенно приграничным регионам, например, Амурской области, которая находится на границе с таким важным партнером, как Китай?
По линии корпорации компании-экспортеры могут рассчитывать на все доступные меры поддержки, в том числе «зонтичные» поручительства, льготное кредитование как на инвестиционные, так и оборотные цели, лизинг и другое.
Отмечу здесь важный продукт. Он не такой массовый, но точечный для поддержки именно национальных чемпионов, в том числе экспортеров. Кредиты под три процента для высокотехнологичных инновационных компаний, которое запустило правительство. За полгода корпорацией проведена инновационная экспертиза в отношении более 50 компаний с заявками на кредитование на сумму более десяти миллиардов рублей, бизнес получил уже более одного миллиарда льготных кредитов. Всего одобрено кредитов на три миллиарда рублей.
Именно инновационные компании могут стать драйверами развития и замещения иностранных компаний. На Дальнем Востоке такие проекты тоже есть. Сейчас в работе компания «Аметис» из Благовещенска. Она является крупнейшим промышленным комплексом по переработке древесины лиственницы с последующим извлечением уникальных природных субстанций. Ее продукция экспортируется более чем в 20 стран.
— С момента запуска МСП Банком экспресс-поддержки прошел год. Каковы итоги этого года и насколько популярной оказалась мера? Что еще делается в банке?
Малый бизнес, зачем он России?
Путин говорит о развитии малого и среднего бизнеса в России. Но что это такое вообще — «малый бизнес»? Я, почему-то, всегда считал, что малый бизнес — это, в основном, торговля, челноки с огромными баулами и прочими «радости». Есть, конечно, еще: частные сапожные, швейные мастерские; люди, что делают ключи; парикмахеры и мастера маникюра. Но в основном торговля и торгаши.
При этом, в малом бизнесе сплошь одиночки, что пытаются заработать собственными силами и умениям, прозорливостью и целеустремленностью.
Но подождите. Разве одиночки могут стать двигателем развития экономики? Неужели это, всего лишь, красивый фантик, для населения? О чем вообще говорит наш президент или же я чего-то не понимаю? Для начала, очертим рамки вопроса.
Малый бизнес — это предприятие, с числом работников до 100 человек (до 15 человек — микропредприятия), с годовой выручкой до 400 млн рублей (миропредприятия — 60 млн рублей). Теперь становится понятно, о чем вообще идет речь. Это мелкие компании, которые занимают нишу, в которой крупные игроки рыка просто будут не рентабельны (по разным причинам).
А чем конкретно занимаются эти малые предприятия? Может все те же торговля? Неужели ставку делают на спекулянтов и барыг. Тех самых, что продают книги из сгоревшей библиотеки? Или покупают за дешево в одном месте и перепродают в другом с наварами в 100-200%?
Конечно, дело не хитрое купить в одном месте и продать в другом, вот только под малый бизнес подпадают магазины на селе или в доме по-соседству. Конечно, они не сравняться с сетями, различного уровня. Но ведь и в селе супермаркет не построишь, точнее смысл его строить? Но и без магазинчика не прожить. Нужны же элементарные пром.товары и продовольствие, что на огороде не вырастишь?!
Кстати, о селах. Сейчас распространены фермы. По численности работников они, как раз подходят под определение «малый бизнес». А, на селе, с работой, не все так радужно. Так что,такие фермы можно смело назвать «селообразующими» предприятиями.
Ну хорошо, ферма и магазинчик на селе, магазин в соседнем доме. И все? Конечно нет! Есть предприниматели, что снабжают такие торговые точки ( да и сети тоже) продукцией. Ведь в такие места не нужна фура, каждый день, нужна газель, и то, раз два в неделю.
А откуда они берут товар? Частично, от все тех же ферм (овощи, фрукты, мясо), но есть еще мини-пекарни, мясные цехи и прочие производства продовольствия. Есть мелкие производители пром. продукции. И это все мелкие предприятия дают работу не только в городах, но и селах.
Ведь логичнее сделать такое место переработки недалеко от фермы, где все это производится и продавать уже готовую продукцию, нежели перевозить сырье за десятки, а то и сотни километров,ради все той же переработки. Кстати о перевозке. Помимо водителей со своим транспортом, есть центры логистики со своими машинами.
Транспорт надо чинить и осматривать, значит нужны центры по ремонту. А этим, в основном, у нас занимаются частники (десятки и сотни в одном городе). По крайней мере, я не знаю федеральных сетей СТО или моек.
Раз мы заговорили о ремонте, надо сказать о ремонте квартир, одежды, обуви, сантехники, часов и бытовой техники и пр.. В основном, этим занимаются все тот же малый бизнес (частные бригады или мастера на дому). Кстати, все эти люди должны иметь специальное образование. Значит нужны качественные учреждения профессионального образования.
Такое же образование нужно и парикмахерам и мастерам маникюра и прочим представителям сферы услуг. Если уж, речь зашла о красоте, нужно сказать и о здоровье. Сейчас распространены частные клиники (стоматология, терапевт и прочие). В сфере услуг также представлены и различные вет. клиники, всевозможные тамады и прочие актеры-ведущие.
В общем, малый бизнес — это 2 900 000 предприятий , порядка 12 млн человек, получили работу. Это существенная помощь на рынке занятости, для государства, налоги, в бюджеты разных уровней, и развитие городов, и что более важно, сел по всей стране. А значит, малый бизнес также важен для нашей страны как и нефтяная игла . Чтобы не говорили на этот счет «всепропальщики», разных направлений и взглядов.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Источник: politrussia.com