РЖД сформировало масштабный план по наращиванию вывоза контейнеров с импортными товарами с Дальнего Востока в полтора раза, сообщает «Коммерсантъ». В нем предусмотрены мероприятия как по увеличению числа контейнерных поездов на восток, так и по развитию логистики — созданию нового порта в Славянке, контейнерного терминала в будущем угольном порту Суходол и транспортного центра в Кемерово. Участники рынка считают, что необходимо прежде всего увеличивать экспортный контейнеропоток.
Эта новость отражает важнейшее направление трансформации российской экономики – поворот на Восток, обсуждение которого, безусловно, произойдет на предстоящей 16 марта встрече президента Владимира Путина и руководителей крупного бизнеса в рамках съезда РСПП. Среди других важных и актуальных для государства и крупного бизнеса тем эксперты выделяют следующие:
— налогообложение (особенно на фоне время от времени возникающих у чиновников идей о крупных «добровольных» отчислениях);
— содействие в развитии новых рынков сбыта (политическая поддержка, транспортная и финансовая логистика);
Выращивание кадров — совместная задача государства и бизнеса
— программа укрепления технологического суверенитета (или импортозамещения).
Предыдущая встреча президента с капитанами российского бизнеса прошла 24 февраля 2022 года после объявления о начале СВО. Президент тогда обрисовал перспективы взаимоотношений государства и бизнеса так: «Со стороны Правительства, вообще власти в самом широком смысле этого слова, конечно, задачу вижу в том, чтобы обеспечить вам условия хорошие, обеспечить больше свободы. Ответ может быть только один – обеспечить большую свободу предпринимательской деятельности, конечно, в известных рамках … Ясно, что мы не можем полностью прогнозировать геополитические риски, но во взаимоотношениях между бизнесом и Правительством, конечно, вы вправе рассчитывать на то, что со стороны Правительства эта предсказуемость будет понятной и стабильной».
За прошедший год российская экономика, подвергшаяся мощнейшим испытаниям, доказала свою необычайную даже для властей прочность. Руководитель РСПП Александр Шохин на той февральской встрече прозорливо говорил: «Безусловно, текущая геополитическая ситуация приводит к тому, что и российскому бизнесу придётся работать в сложных условиях с учётом ограничений самого разного рода. Но я хотел бы подтвердить, что не только государство, экономика в целом научились переживать кризис, но и российский бизнес, начиная с 2014 года, научился адаптироваться к кризисным явлениям и, более того, не только адаптироваться, но и решать задачи развития».
Первый этап – слом предшествующей модели экономического взаимодействия с Западом – в основном завершен. Председатель думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков в интервью «Ведомостям» сказал: «Санкции мы уже проехали». Теперь речь идет о строительстве новой конструкции российской экономики и определении ее места в изменившемся навсегда мире.
Источник: publico.ru
«Задача государства — не карать, а создавать условия для развития бизнеса»
Предприниматель и государство: задачи, цели, средства, формы и методы государственного регулирования предпринимательства.
Объективная необходимость государственного регулирования проистекает из ограниченности возможностей рынка в производстве общественных товаров (национальная система образования, здравоохранение, оборона и т.п.).
Государственное регулирование экономики (предпринимательства) – деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов. Государственная экономическая политика – основные направления деятельности государства в сфере экономики. Выражается в: посланиях Президента Федеральному Собранию РФ, Основных направлениях единой государственной политики, различных концепциях.
Основная цель – создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества. Раскрывается через подцели: выравнивание экономического цикла, стабилизация денежного обращения, создание конкурентной среды, обеспечение нормальной занятости населения, стабильности цен, создание условий социального партнерства и др.
Осуществляется путем решения конкретных задач. Например, создание правовой базы для эффективного функционирования рынка, формирования стабильных «правил игры».
Методы государственного воздействия на экономику делят на:
— прямые, то есть связанные с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Например, путем принятия общеобязательного правового акта.
— косвенные, то есть основанные на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Например, путем создания материальных стимулов, таких как материального поощрения и ответственности.
Поговорим о средствах…
Самостоятельная группа средств – это правовые средства (например, договор, ответственность, юридические лица и т.д.).
Средства административного регулирования: разрешение совершения определенных действий (например, лицензирование), обязательные предписания совершения каких-либо действий, регистрация определенных действий, установление квот и ограничений, применение материальных санкций и др.
Экономические средства: прогнозирование и планирование. Например, наличие долгосрочных целевых комплексных программ.
Еще один из основных самостоятельных средств регулирования – налогообложение.
Правовые основы государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности.
Контроль – одно из средств государственного регулировании экономики.
Государственный контроль – система проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организация требований НПА при осуществлении предпринимательской деятельности.
Разновидностью контроля является надзор
Надзор 2 видов: общий надзор прокуратуры за соблюдением законности и административный надзор.
Есть и другие классификации контроля.
Основные виды контроля:
- В зависимости о т оснований классификации: общий и специальный (налоговый, бюджетный, валютный);
- В зависимости от стадии контроля и цели проверки: предварительный (цель – предупреждение и профилактика), текущий (цель – оценка реально осуществляемой предпринимательской деятельности) и последующий (цель – проверка исполнения решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих результатов);
- В зависимости от того, кто осуществляет контроль и характера полномочий контролирующих органов: контроль Президента, контроль органов законодательной (представительной) власти, контроль органов исполнительной власти, контроль органов судебной власти
Наибольший интерес представляет непосредственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности, например: надзор лицензирующим органом соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, валютный контроль (цель – обеспечение соблюдения валютного законодательства при валютных операциях).
Правовое регулирование: ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В этом законе закреплены:
— основные принципы (презумпция добросовестности, открытость и доступность НПА, установление обязательных требований ФЗ и принятыми в соответствии с ними, соответствие проводимого контроля компетенции проверяющего органа, ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц при проведении контроля за нарушение законодательства);
— четкие и детальные требования к организации и проведению мероприятий по проверке (продолжительность — не более 1 месяца, проверка одним органом по контрою не более 1 раза в 2 года)
— полномочия проверяющих органов (проверять только то, что относится к их компетенции, осуществлять контроль только в присутствии должностных лиц проверяемых организаций или их представителей, требовать документы относящиеся к предмету контроля, не превышать установленный срок для контрольных мероприятий, не разглашать полученную информацию)
— права проверяемых (присутствовать при проведения мероприятий по контролю, получать информацию, знакомиться с результатами мероприятий по контролю, обжаловать действия проверяющих)
Вред, причиненный в результате проведения государственного контроля вследствие действий (бездействий) должностных лиц органов государственного контроля, признанных в порядке, установленном законом, неправомерными, подлежит возмещению.
Защита нарушенных прав осуществляется в административном и судебном порядке.
Источник: studfile.net
Презентация на тему Государственное регулирование предпринимательской деятельности
В настоящее время формирование и развитие предпринимательской деятельности является одним из главных факторов создания рыночной системы хозяйствования. Предпринимательство выступает основным механизмом развития экономического и социального продвижения общества. Данная сфера деятельности
- Главная
- Разное
- Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
Слайд 2В настоящее время формирование и развитие предпринимательской деятельности является одним
из главных факторов создания рыночной системы хозяйствования. Предпринимательство выступает основным
механизмом развития экономического и социального продвижения общества. Данная сфера деятельности дает мощный толчок к высокопроизводительному и высококачественному труду, к получению прибыли, и к повышенной удовлетворенности потребностей общества. Следовательно, предпринимательство – это движущая сила экономического развития. Вот почему вопрос государственного регулирования и поддержания предпринимательской деятельности актуален на сегодняшний день.
Слайд 3Предпринимательство — это такой способ общественных отношений, который складывается на
добровольной основе, по инициативе отдельных граждан или группы партнеров, с
целью систематического извлечения прибыли и при этом осуществляемый от своего имени, на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность.
Слайд 4Признаки предпринимательской деятельности включают в себя:
1. Независимость
2. Регулярность
3. Ответственность за
имущество
4. Формальность
5. Нацеленность на систематическое получение прибыли
6. Способность рисковать
7. Профессиональное
мастерство
8. Непрерывный поиск бизнес–ресурсов
Слайд 5Необходимо отметить, что
Предпринимательство – это стержневой институт рыночной экономики.
А значит, от эффективной деятельности и существования класса предпринимателей зависит
процветание рыночного хозяйства. Безусловно, по тому, как развиваются отдельные регионы, можно судить о развитии предпринимательства в стране.
Слайд 6Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в
лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере
осуществления предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.
Слайд 7Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на две группы:
1) охрана окружающей среды;
2) выравнивание
экономического цикла;
3) обеспечение нормального уровня занятости населения;
4) защита жизни и здоровья граждан;
5) поддержка
конкуренции на рынке;
6) поддержка и развитие малого предпринимательства;
7) специальные меры защиты прав предпринимателей и др.
Слайд 8Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что
государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.
Слайд 9В современных условиях развития предпринимательской деятельности актуальными являются следующие задачи:
1)
проведение мероприятий по структурной перестройке производственной деятельности в стране, посредством
развития существующих предприятий и создания новых в различных отраслях экономики;
2) разработка направлений по поддержке и увеличению конкурентоспособности производственных предприятий и организаций, осуществляющих экспорт продукции, товаров и услуг;
3) пересмотр и переоценка мер государственного регулирования в краткосрочной и долгосрочной перспективе, оказывающих влияние на динамику спроса на продукцию, производимую в различных отраслях экономики;
4) поиск и оценка методов, направленных на обеспечение долгосрочного производства сырья, материалов, топлива на выгодных для страны условиях;
5) осуществление поддержки наукоемких отраслей экономики страны.
Слайд 10Государственные меры, оцениваемые как вмешательство в экономику, прежде всего, направлены
на упорядочение экономических отношений внутри страны, а также на защиту
интересов государства и общества.
К основным преимуществам, возникающим вследствие вмешательства государства в экономику, можно отнести поддержку наименее развитых отраслей экономики, обеспечение доступности для всех категорий населения продуктов социальной значимости, повышение занятости населения, снижение уровня дифференциации между регионами страны, повышение качества продукции, борьба с монополиями и т.д.
Отрицательными последствиями государственного участия в экономике являются: развитие теневой экономики, появление дефицита продукции и товаров, производство которых контролируется государством, развитие неконкурентоспособных отраслей с государственным участием.
Предупреждение вышеперечисленных недостатков государственного регулирования предпринимательской деятельности (ПД) возможно за счет правильно подобранных инструментов и методов. При этом государственное регулирование ПД выступает в качестве определенного комплекса мер, направленного на балансирование частных и публичных интересов бизнеса в экономике
Слайд 11В качестве основных можно выделить два вида методов регулирования государством
предпринимательской деятельности.
Прямые методы (административные) –комплексные меры, предпринимаемые государством для регулирования
действий субъектов МСП.
Данные меры основаны на принуждении субъектов МСП к выполнению правил ведения ПД, установленных государством.
К этим прямым методам относятся:
осуществление государственного надзора за предпринимательской деятельностью;
ведение регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
взимание налогов;
установление запретов на ведение определенных видов деятельности для субъектов МСП;
установление юридической ответственности;осуществление контроля за качеством и сертификацией продукции
Слайд 122. Косвенные методы (экономические) -создание государством условий, мотивирующих предпринимателей к
развитию бизнеса. Посредством использования данных методов государством формируются определенные правила,
соответствующие экономическим целям государства, но при этом стимулирующие субъектов МСП к развитию бизнеса в определенной отрасли.
К косвенным методам регулирования ПД относятся:
осуществление мероприятий по планированию и прогнозированию;
развитие направлений по предоставлению государством субсидий и льгот;
развитие направлений государственной поддержки кредитования субъектов МСП;
привлечение субъектом МСП в систему государственного заказа
Слайд 13В последнее время к методам государственного регулирования стали относиться морально-политические
методы, осуществляемые через убеждение посредством использования средств массовой информации. Государственное регулирование
предпринимательской деятельности находится в тесной взаимосвязи с методами государственного управления. При этом государственное управление, которое осуществляют органы государственной власти, может выступать в качестве основного механизма государственной власти. В этой связи для развития страны повышается роль государственного регулирования. В современных условиях развития экономики, введения санкций против РФ западными странами возникла резкая необходимость в повышении роли государства при развитии предпринимательской деятельности, направлении государственного регулирования на повышение уровня привлечения инвестиций, закрепление усиленной роли рыночной экономики в развитии предпринимательской деятельности в стране.
Слайд 14В последнее время в законодательство, регулирующее функционирование малого и среднего
бизнеса в РФ были внесены изменения, параллельно создавались и внедрялись
различные меры поддержи субъектов МСП. При этом значительно возросла роль малого и среднего бизнеса в стране. Были созданы дополнительные рабочие места, разработаны меры по развитию конкуренции, разработаны направления по улучшению качества товаров и услуг, созданы условия для развития национальной экономики.
Однако стоит учитывать тoт факт, что рынок не может функционировать только при наличии крупных предприятий, существуют отрасли, в которых необходимо функционирование только субъектов МСП. Для экономики в целом деятельность субъектов МСП выступает в качестве основного фактора, позволяющего повысить ее гибкость. Уровень развития предпринимательства в стране является своего рода индикатором способности страны приспособиться к изменениям внешних рыночных условий. Для России в современных условиях развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших направлений дальнейшей социальной реструктуризации общества, направленного на обеспечение повышения уровня социальной заинтересованности в функционировании предпринимательской деятельности в стране. Развитие предпринимательства помимо экономических, также решает проблемы социального и научно-технического характера
Слайд 15В РФ для развития и поддержки предпринимательства была сформирована определенная
инфраструктура на всех уровнях власти. На федеральном уровне поддержка малого
и среднего бизнеса осуществляется Президентом РФ и его Администрацией, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, федеральными министерствами, службами, государственными комитетами и т.д. Так, для реализации федеральных комплексных программ, направленных на поддержку субъектов предпринимательства принимают участие такие ведомства как Министерство экономического развития, Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство образования и т.д. В 2017 году был создан Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Порядок ведения реестров субъектов МСП -получателей поддержки установлен Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства -получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами»
Слайд 16В настоящее время также действует программа поддержки субъектом МСП, устанавливающая
процентную ставку по кредитам для малого бизнеса на уровне 10,6%
годовых и для средних предприятий –9,6% годовых. Также разработана «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030 года», утвержденная Распоряжением от 02.06.2016 No1083-р. В соответствии с данной стратегией предполагается поэтапное осуществление увеличения объема прямых закупок государственными компаниями у субъектов МСП до 25%,начиная с 2018 года.
Слайд 17В современных условиях сформировалось несколько видов государственной поддержки субъектов МСП,
в частности к основным из них можно отнести:
финансовую поддержку, осуществляемую
посредством предоставления субъектам МСП денежной помощи на определенных льготных условиях;
имущественную поддержку, осуществляемую посредством предоставления правна использование государственного имущества (земельных участков, зданий, сооружений и т.д.);
информационную поддержку, оказываемую посредством предоставления доступа к федеральным и региональным информационным системам;
консультационную поддержку, которая предоставляется посредством проведения различных курсов, помогающих в организации и ведении собственного бизнеса, поиске направлений развития бизнеса и т.д.;
поддержку в сфере подготовки специалистов, направленную на разработку и внедрение программ по повышению квалификации работников в сфере малого и среднего бизнеса.
Источник: theslide.ru