[14] К негосударственному сектору поддержки предпринимательства относятся предприятия и организации, созданные негосударственными структурами или при максимальном их участии. В первую очередь это общественные объединения и организации малого бизнеса — ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства.
За годы рыночных преобразований в России сформировалось по разным оценкам от полутора до двух тысяч межотраслевых, отраслевых и профессиональных объединений предпринимателей, действующих на общероссийском, межрегиональном и региональном уровнях.
Объединения предпринимателей являются неотъемлемой частью гражданского общества и важнейшим инструментом обратной связи между бизнесом и государством, предпринимателями и обществом. Именно малый бизнес в силу своей специфики (разобщенность, отсутствие финансовых и организационных возможностей индивидуально взаимодействовать с властью, вырабатывать консолидированную позицию и отстаивать свои интересы), нуждается в совершенствовании, поддержке и развитии данного механизма.
Дмитрий Захаров — банки и малый бизнес
В 90-х годах сформировались от полутора до двух тысяч межотраслевых, отраслевых и профессиональных объединений предпринимателей, действующих на общероссийском, межрегиональном и региональном уровнях. В целом система предпринимательских объединений становится более упорядоченной и организованной, происходит углубление и диверсификация их отраслевой и профессиональной направленности.
Система комплексной поддержки малого предпринимательства на региональном и местном уровнях должна включать следующие обязательные элементы:
v необходимую нормативно-правовую базу (программу поддержки и развития малого предпринимательства; систему налоговых и иных льгот, стимулирующих создание новых предприятий и развитие предпринимательства в приоритетных для региона сферах; документы, регламентирующие процедуры легализации предпринимательской деятельности и др.);
v развитую инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;
v обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;
v обеспечение возможности расширения рынков сбыта производимых товаров и услуг;
v надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;
v диалог между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью;
v благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности;
В настоящее время можно выделить следующие направления поддержки малого предпринимательства, которые осуществляются негосударственным сектором:
v защита интересов малого предпринимательства;
v подготовка кадров для предпринимателей и субъектов малого предпринимательства;
v сервисное обслуживание (техническое, офисное, предоставление помещений и т.д.);
v информационное обслуживание.
Деятельность сети региональных агентств в 2000 году характеризуется следующими показателями:
Оттебятина #9: про малый бизнес, крупные «экосистемы» и маркет плейсы с Павлом Самиевым
v оказано консалтинговых услуг по различным направлениям предпринимательской деятельности — свыше 20000;
v оказано услуг по регистрации предприятий — свыше 5000;
v прошли обучение по предпринимательским дисциплинам — 11000 человек;
v разработано бизнес-планов — более 1300;
v оказано услуг по экспертизе 870инвестиционных проектов;
v количество предпринимателей, получивших прямые инвестиции — 230 человек;
v количество клиентов, которым предоставлены информационные услуги — свыше 48000.
Рассмотрим процент участия субъектов МП в программах поддержки малого предпринимательства (диаграмма 1)
Заключение
[15] Возрождение российской экономики в русле углубления рыночных преобразований невозможно вне развития малого предпринимательства во всех его направлениях — от торговли до инновационного производства. Но, завершая анализ состояния малого предпринимательства в историческом и проблемном аспектах, приходится констатировать, что перспективы развития этого сектора экономики постоянно ухудшаются. В результате финансового кризиса августа 1998 года в первую очередь пострадали малые предприятия: снижаются количество малых предприятий и финансово-экономические показатели их деятельности, падает численность занятых в этом секторе экономики.
Все попытки разработать и реализовать достойную государственную политику так и останутся попытками, если не удастся создать работающий механизм взаимодействия между властью и предпринимателями.
Прежде всего, необходимо обязательное предварительное обсуждение всех законодательных актов, программ и мероприятий, касающихся вопросов регулирования и развития малого предпринимательства, с участием общественных объединений предпринимателей. Но этот процесс совершенно необходимо институционализировать, зафиксировав в соответствующих нормативных документах, как конкретно, через какие бюрократические процедуры будут реализованы взаимодействие и согласование интересов между властью и бизнесом.
[16] Можно сказать, что мер поддержки малого предпринимательства достаточно много, но не все они осуществляются на должном уровне. Если бы государство изменило свои взгляды на поддержку малого предпринимательства, то МП внесло бы достаточный вклад в развитие экономики России. Цель, поставленная в работе, была достигнута.
Список использованной литературы
Источник: infopedia.su
Негосударственная структура малого бизнеса
В России работает множество мер социальной поддержки малого и среднего бизнеса, и большая часть из них реализуется за бюджетные деньги. В основном, это центы «Мой бизнес» в регионах, а также работа Корпорации МСП. Тем не менее, существует также и негосударственная инициатива, в рамках которой малый бизнес может получить финансовую помощь от крупных компаний.
Поддержка для малого бизнеса
Как мы писали раньше, основные меры поддержки малого и среднего бизнеса в России – это помощь от центров «Мой бизнес», где могут предложить льготные кредиты, субсидии, гранты и другие финансовые меры.
Вместе с тем, господдержка в сегменте МСБ – не панацея, потому что проблем с ней хватает:
- кредиты , хоть и со сниженными ставками, получить сложно из-за требований банков к заемщикам;
- к получателям госгарантий тоже выдвигаются определенные требования;
- субсидии и гранты распределяются на условиях конкурса – получить выплату может не каждый;
- помощь по социальным контрактам предоставляется тем, кто имеет статус малоимущего, прежде чем открыть свой бизнес. А поддержка от Центра занятости – только официальным безработным.
В результате, несмотря на сотни различных мер поддержки, малый бизнес не пользуется ими и пытается выжить самостоятельно.
Однако помощь бизнесу может идти не только от государства, а еще и от крупного частного бизнеса
Крупный бизнес помогает малому
Крупные корпорации могут помогать малому бизнесу по-разному. Примеров можно привести несколько:
- X5 Group работает с Корпорацией МСП – совместно организованы специальные «фермерские островки» в магазинах, где могут размещаться представители местного бизнеса. К тому же, компания проводит специальные закупочные сессии для малого бизнеса;
- Wildberries помогает начинающим владельцам партнерских ПВЗ и повышает для них процент вознаграждения;
- «Лента» дает малому бизнесу специальные условия по покупке товаров с «корпоративной» скидкой, и т.д.
Государственные компании также согласно закону обязаны делать определенный процент закупок именно у предприятий малого и среднего бизнеса.
Но преференции в закупках – не последнее, чем крупный бизнес помогает малому.
Льготные кредиты и гранты
Корпорации вроде «Магнита» или X5 Group сочетают в себе как помощь представителям МСП (закупки и продвижение), так и серьезную конкуренцию. Но есть примеры, когда компании финансово поддерживают малый бизнес напрямую.
Например, владелец «Лукойла» Вагит Алекперов в 2007 году открыл фонд «Наше будущее», через который поддерживает социальное предпринимательство. Фонд стал первой структурой, которая начала разрабатывать базу по этому направлению бизнеса.
Среди видов поддержки от фонда:
- беспроцентные займы – фонд выдал их уже на 350 проектов на сумму более 860 миллионов рублей;
- проект «Больше, чем покупка» – фонд помогает продвигать товары, начиная от АЗС «Лукойл», и заканчивая Wildberries, сетями О’Кей и «Твой дом»;
- возможность пройти обучение или акселератор в Лаборатории фонда, и т. д.
То есть, это один из немногих примеров, когда негосударственная структура помогает малому бизнесу. В данном случае речь идет о социальном предпринимательстве – поддержку может получить тот, кто решил открыть детский сад, частное медучреждение, или другой социальный бизнес. Прийти в фонд можно на любом этапе запуска проекта.
Другой пример частного фонда – фонд «Агат», который работает в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Нижнем Новгороде. Фонд дает начинающим бизнесменам индивидуального наставника, помогает составить бизнес-план и предоставляет стартовый капитал – беззалоговый целевой займ под низкий процент и на сумму до 2,5 миллионов рублей.
Похожие фонды, но меньших масштабов, можно найти во многих регионах России.
Поэтому, запуская свое дело, начинающему предпринимателю стоит обратить внимание еще и на частную инициативу, а не только на меры господдержки.
Источник: bankstoday.net
Малое предприятие и негосударственные структуры
Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса было создано в 1992 году в рамках соглашения между правительствами Российской Федерации и Великобритании. Непосредственное участие в создании Агентства принимали фонд «Ноу-Хау» Правительства Великобритании и Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых организационных структур Российской Федерации (ГКАП РФ). Вклад британской стороны заключался в финансировании проекта реконструкции здания Агентства в Москве, обучении персонала, консультантов и преподавателей Агентства в аналогичных структурах по поддержке малого бизнеса в Великобритании, передаче методических материалов и учебных программ по основам предпринимательского дела, поставке необходимого для Агентства оборудования.
Основной задачей Агентства является содействие развитию предпринимательской активности населения путем предоставления информации и деловых консультаций. Агентство стремится к внедрению в хозяйственную практику малого бизнеса цивилизованных предпринимательских отношений, повышению уровня компетентности и информированности представителей этого сектора экономики.
Общероссийское общественное объединение «Российская ассоциация развития малого предпринимательства» (РАРМП) учреждено в ноябре 1994 г. Членами ассоциации являются предприниматели, государственные и общественные деятели, руководители ассоциаций предпринимателей, фондов и других структур поддержки малого бизнеса. Ассоциация имеет региональные отделения в 72 субъектах Российской Федерации.
Цели Ассоциации: развитие малого предпринимательства и формирование благоприятных условий для предпринимательской деятельности в России.
Ассоциация считает своими главными задачами создание и развитие региональных структур поддержки малого предпринимательства; формирование активной региональной политики, учитывающей своеобразие каждого субъекта Российской Федерации. Основные направления деятельности Ассоциации:
— организация взаимодействия и взаимопомощи между региональными структурами поддержки малого предпринимательства;
— защита прав предпринимателей в органах законодательной и исполнительной власти России;
— разработка и реализация федеральных, региональных и отраслевых программ развития и поддержки малого предпринимательства;
— содействие предпринимателям в установлении прямых деловых контактов, помощь в подборе партнеров, как в России, так и за рубежом;
— обобщение и распространение опыта деятельности малых предприятий и структур поддержки малого предпринимательства;
— оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи организациям поддержки малого предпринимательства.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) является банком развития, наряду с такими организациями, как Всемирный банк реконструкции и развития, Межамериканский банк развития и Азиатский банк развития. ЕБРР был создан в 1991 году с целью содействия странам Средней и Восточной Европы при переходе от централизованного планового хозяйства к рыночной экономике и от однопартийной политической системы к многопартийной демократии. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне.
Крупнейший проект ЕБРР — Российский фонд поддержки малого бизнеса. Руководство им осуществляется из Лондона. Российский фонд поддержки малого бизнеса был создан в середине 1994 года с целью содействия развитию среднего и малого предпринимательства в России. Размер фонда составляет 300 млн. долл. США, из которых 50% — собственные средства ЕБРР, а пятьдесят процентов — средства, предоставленные странами Большой Семерки. На сегодняшний день РФПМБ включает в себя 4 компонента:
1. Программа микрокредитования (кредиты до 20000 долл. США (эквивалент в рублях), в исключительных случаях — до 30000 долл. США). Целью Программы микрокредитования является оказание финансовой поддержки малым и средним российским частным предприятиям путем предоставления кредитных ресурсов на выгодных условиях.
Спецификой ЕБРР является кредитование предприятий и предпринимателей в странах с реформирующейся экономикой, а также работа с кредитозаемщиками независимо от их социального происхождения, юридического статуса и размера предприятия. Условия кредитования: а) предприятие должно быть малым или средним, работающим в сфере производства, торговли или услуг; б) предприятие должно находиться минимум на 50% в частной собственности у граждан Российской Федерации.
Микрокредиты предоставляются на срок до 6 месяцев. Процентная ставка: от 21% годовых в валюте, от 40 % годовых в рублях.
2. Программа малых кредитов (кредиты от 10000 долл. США до 75000 долл. США, в исключительных случаях — до 125000 долл. США). Основная цель программы — оказание финансовой поддержки в виде кредитов с невысокой процентной ставкой малым предприятиям и частным предпринимателям без образования юридического лица.
Программа предусматривает кредитование: а) производственных предприятий, работающих не менее 6 месяцев со штатным расписанием не более 50 человек; б) предприятий сферы услуг (ателье, мастерские, предприятия сферы питания, парикмахерские, химчистки, фотолаборатории, транспортные фирмы и др.), имеющие опыт работы не менее 3 месяцев; в)торговых фирм.
Кредит может быть предоставлен для следующих целей:
— закупка сырья, комплектующих, расходных материалов
— приобретение основных средств, необходимых для увеличения объема производства, услуг, продаж
— приобретение, строительство и ремонт недвижимости
— финансирование проектов развития новых направлений деятельности
— пополнение оборотного капитала
— другие капительные вложения
Малые кредиты (не выдаются на пополнение оборотного капитала торговых фирм) предоставляются на срок до 24 месяцев. Процентная ставка: до 19 % годовых в валюте.
3. Программа инвестиций в собственный капитал (до 250000 долл. США)
Источник: megaobuchalka.ru