Элементы тормозной системы авто подвергаются большим нагрузкам, что приводит к их интенсивному износу. Справедливо это и для тормозных дисков, от состояния которых напрямую зависит безопасность вождения.
Заменить тормозные диски, тем более на иномарке, может себе позволить далеко не каждый владелец авто, поскольку это весьма затратное удовольствие. К тому же, поменять их, как и колодки, по гарантии нельзя. Эти компоненты тормозной системы позиционируются автопроизводителями как расходные материалы. А замена на новые аналоги неизбежна рано или поздно.
Усредненный ресурс тормозных колодок автотранспорта составляет порядка 50-100 тысяч километров пробега. По истечению этого срока тормоза заметно теряют эффективность, что создает серьезную проблему, решить которую водитель может двумя путями.
1. Приобретение и установка новых конструктивных элементов системы.
2. Проточка штатных (изношенных) тормозных дисков.
Второй вариант является альтернативным решением, единственным преимуществом которого можно назвать финансовую доступность. Так, стоимость проточки тормозных дисков на порядок ниже цены новых запчастей, а потому этот метод достаточно популярен в странах постсоветского пространства.
Проточка тормозных дисков — ЭКОНОМИМ КУЧА БАБЛА! Просто о сложном
Цены на проточку тормозных дисков со снятием
Тип диска (Цена за один диск) | Проточка (шт) | Снятие/установка | Замена колодок (стоимость за ось) |
Легковое авто | 1000 | 900 | 500 |
Легковое авто бизк | 1250 | 1000 | 500 |
Минивен и кроссоверы (Пример: X1, Sportage, Q3, Starex и т.д.) | от 1400 | от 1000 | от 500 |
Джипы (Пример: X5, Q7, Q5, ML, GL, Pajero, Land cruiser и т.д.) | от 1500 | от 1000 | от 600 |
Спортивные автомобили (AMG, M, S, RS, GT, и автомобили со спортивной тормозной системой) | от 2200 | от 1250 | от 1000 |
Перфорированные диски | к стоимости +500 |
Необходимость оперативного вмешательства
Каждому автовладельцу необходимо систематически отслеживать состояние тормозной системы своего «стального жеребца». Это делается для того, чтобы не допускать износа дисков сверх предельно допустимых значений, регламентированных правилами эксплуатации автомобиля.
Проточка автомобильных тормозных дисков как бизнес идея
Проверка состояния и оценка износа тормозных дисков должны производится не реже, чем через каждые 10-15 тысяч пройденных километров. Для этих целей, помимо визуального осмотра, необходимо использовать штангенциркуль, посредством которого можно получить числовые значения износа, после чего сравнить эти показатели с цифрами, заданными регламентом.
Просто и легко все выглядит лишь в теории. Практика же показывает, что стачиваются тормозные диски практически всегда неравномерно. К тому же, в процессе эксплуатации на их рабочих поверхностях появляются борозды, царапины, каверны и прочие дефекты, оказывающие негативное влияние на качество торможения.
Устранить эти мелкие повреждения позволяет проточка тормозных дисков, но лишь в тех ситуациях, когда износ рассматриваемых элементов остается в допустимых значениях, при которых вождение является безопасным.
Водителям, которые не могут или не желают приобрести новые тормозные диски, необходимо уметь распознавать симптоматику, указывающую на необходимость проточки тормозных дисков со снятием. На это указывают такие факторы, заметные при торможении, как:
• рывки транспортного средства;
• биение педали тормоза или рулевого колеса;
• нехарактерные скрипы и стуки;
• блокировка тормозов, которая происходит после нажатия на соответствующую педаль.
Обнаружив подобное поведение автомобиля, следует незамедлительно обращаться к специалисту, который сможет поставить «точный диагноз», используя специальное диагностическое оборудование. Устранять причины данных симптомов нужно максимально оперативно, поскольку неисправная тормозная система может стать причиной серьезной аварии.
Устранение проблемы
Для проточки тормозных дисков со снятием с автотранспорта требуется специальный станок и инструменты для точного измерения. Без них ожидать качественного выполнения работы не приходится.
Сама процедура подразумевает демонтаж литого диска с авто, после чего выполняется проточка двух рабочих поверхностей этой детали на специализированном оборудовании, включая плоскость, которая примыкает к ступице.
Очень важно, чтобы все плоскости, подлежащие обработке, были проточены единовременно. Речь идет об одном закреплении на станке, что дает возможность сохранить параллельность всех поверхностей, которая может быть утрачена в процессе переворачивания (повторной установки) диска.
Раннее упоминалось, что для выполнения рассматриваемых работ по восстановлению тормозного диска, требуется специальный станок, а также несколько резцов, включая обратный, и опытный мастер.
Достоинства и недостатки проточки тормозных дисков
Проточка дисков значительно дешевле, чем покупка новых аналогов с их последующей установкой. Стоимость такого комплекта существенно возрастает, если автомобиль иностранного производства и относительно новой модели.
Сегодня выложить за новые диски придется от 6 до 70 тысяч рублей, в зависимости марки и модели транспортного средства. А вот за проточку дисков с дефектами с автовладельца возьмут меньше.
Популярные тэги в статьях
Источник: service-vao.ru
Менять или точить: если испорчены тормозные диски
Дисковые тормозные механизмы иногда приходится менять куда раньше, чем степень износа достигнет критической. Вибрации, появляющиеся на педали при торможении, в сервисе вызывают однозначный вердикт: менять! Реже предлагают проточку дисков. В этом случае можно выбирать между проточкой дисков на машине и на станке.
Проточка на машине — это быстро и, очевидно, не слишком качественно, ведь масса ступицы с тормозным диском невелика, подшипники изношены и добиться высокой точности сложно. Совсем другое дело — проточка на станке. Она позволяет добиться куда лучших результатов. Попробуем разобраться вместе со специалистами компании JapanCar, в каком случае стоит делать проточку, какие бывают противопоказания и что можно получить в результате.
Бизнес / Статьи
Сегмент компонентов тормозной системы: ситуация на рынке, состояние отрасли и перспективы развития
Тормозной диск современной легковой машины — деталь достаточно сложная.
У большинства массовых автомобилей она выполнена из чугуна: этот материал отлично подходит для подобной работы.
Передние тормозные диски обычно делают вентилируемыми для более интенсивного охлаждения, это позволяет улучшить работу тормозных механизмов на высоких скоростях, но делает диски более дорогими и менее прочными.
Задние тормозные механизмы у большей части машин не вентилируемые, и диски сплошные, но встречаются и конструкции, усложненные наличием внутреннего барабана для стояночного тормоза. Кстати, тормозные барабаны в тормозных механизмах задних колес тоже все еще встречаются, на бюджетных машинах это распространенный вариант.
Стоимость обычных чугунных тормозных дисков колеблется от тысячи рублей до более чем 25 тыс., но для большинства современных иномарок их цена укладывается в диапазон 2500–7000 рублей. И если в сервисе говорят, что диски износились, то в большинстве случаев их просто заменят на новые, прибавлив к стоимости трудозатраты.
Допустимый предел по износу обычно находится в пределах 1,5–3мм, а ресурса хватает на 40–100 тыс. км в зависимости от материала тормозных колодок, интенсивности эксплуатации и методики торможения. Обидно выбрасывать диски, которые «отходили» меньше половины ресурса? Если запас по износу еще есть, то, возможно, проточка поможет восстановить диск.
Причин для проточки может быть несколько. В первую очередь, это биение диска при торможении. Подобный эффект может вызвать отклонение поверхности от плоскости на 15 и более «соток» — сотых долей миллиметра, или изменение толщины диска более чем на 5 «соток». Причина в большинстве случаев — перегрев, особенно в сочетании с локальным охлаждением, например при попадании воды из лужи.
Подобного эффекта можно добиться и простым удержанием машины на месте с зажатыми тормозами после интенсивного торможения: нарушение теплоотвода в месте контакта с тормозными колодками может обеспечить коробление не меньше, да еще и оставить материал колодок на поверхности, что со временем как раз и приводит к локальному изменению толщины сегмента диска и очень сильной вибрации при торможении. В случае «припекания» тормозных колодок к поверхности диска принесенный материал вызывает заметные изменения в коэффициенте сцепления диска и колодки и в теплоотдаче диска, со множеством негативных последствий.
Аналогичные симптомы будут и в том случае, если нарушается прилегание диска к ступице, например из-за коррозии или перегрева. Неравномерный износ поверхности тоже может стать предпосылкой к проточке, причем хорошо заметный «буртик» по внешнему краю — лишь часть проблемы, куда более неприятной ее составляющей является колебание степени износа диска по диаметру.
В этом случае сильно увеличивается время приработки тормозных колодок, уменьшается срок их службы, да и эффективность тормозной системы падает, а вероятность локального перегрева и появления биения диска возрастает. Неисправности такого рода не только снижают комфортность при торможении, но могут в разы увеличивать тормозной путь и влияют на работу систем ABS и ESP, что, в свою очередь, может повлечь за собой очень тяжелые последствия. Движение на машине с «бьющей» педалью недопустимо. В общем, или менять, или точить.
Проточить можно любые чугунные диски, в том числе вентилируемые и с перфорацией. Необходимыми условиями являются лишь достаточная толщина рабочей поверхности диска и отсутствие серьезных повреждений посадочной поверхности. И конечно, отсутствие трещин и каверн. Поскольку диски работают в очень жестких условиях, трещины и коррозия вентиляционных полостей и посадочной поверхности нередки.
Составные диски, к сожалению, точить не берутся, даже если у них рабочая поверхность из чугуна. И тем более обработке не поддаются самые-самые дорогие диски из серийных: металлокерамические и из углеродного волокна. А вот тормозные барабаны можно точить любые — и цельночугунные, и составные (с алюминиевым центром и чугунной рабочей поверхностью), тем более что запас по толщине рабочей поверхности делает проточку крайне эффективным средством восстановления.
Насколько велики типичные изменения геометрии диска? Биение «по плоскости» в 15 сотых миллиметра уже сильно ощущается на педали и заметно снижает эффективность торможения. Для его нейтрализации достаточно снять 30 «сотых», или 0,3 мм толщины, — с учетом допустимого износа в 1,5–3 мм для передних тормозных дисков останется еще немало. Биение по толщине диска ощущается куда сильнее, уже 3–5 сотых разницы в толщине соседних «четвертей» практически не дают нормально замедляться. В этом случае проточка еще более эффективна, ведь величина снимаемого слоя будет в пределах 5–10 сотых долей, что практически не скажется на ресурсе диска, но полностью восстановит эффективность его работы.
К сожалению, больше всего приходится «снимать» в случае с банальным неравномерным износом. Неравномерная твердость материала колодок из-за их неравномерного перегрева и спекания или изначально плохого качества способна вызывать колебания толщины диска по диаметру вплоть до 2–3 мм глубиной. Конечно, при таком износе речи о проточке уже не идет, но если процесс на зашел так далеко, то проточка может восстановить работу тормозного диска, и с новыми колодками он начнет новую жизнь — в пределах остатков своего ресурса, конечно.
Тормозные барабаны тоже часто попадают на проточку, тут основная проблема в глубине износа и появлении «буртика» по внутреннему краю диска — он мешает установке колодок. В силу меньшей точности механизма и усилия на колодках допуски на биение достаточно велики, даже 20–30 сотых долей миллиметра биения по диаметру почти не ощущаются на педали, а вот продольные «волны» поверхности и «буртик» мешают как работе колодки, так и операциям по ее замене.
Часто забывают о том, что многое зависит и от качества посадочной поверхности диска. К сожалению, чугун медленно, но корродирует, а в зоне контакта со сталью ступицы электрохимическая коррозия особенно вероятна. Как итог — нарушение геометрии посадки тормозного диска со временем, особенно после длительного простоя автомобиля в неотапливаемом помещении. Часто достаточно минуты работы корщеткой, но если диск протачивается, то полностью восстанавливается и контактная поверхность, резцом с нее снимается минимальный слой, что восстанавливает геометрию посадочного места.
Работа по восстановлению тормозных дисков проводится на обычном токарном станке. В качестве базовой поверхности диска выступает наружная поверхность внутреннего барабана в точке крепления ступицы. На практике это позволяет с достаточной точностью произвести обработку обеих поверхностей трения тормозного диска, его торцевой поверхности и посадочной плоскости.
Каков итог?
Точность выполнения всех операций — порядка 2–3 «соток», что сравнимо с характеристиками недорогих новых дисков и порой выше, чем точность изготовления откровенно дешевых «безродных» китайских вариантов. Конечно, новый тормозной диск гарантированно имеет больший запас толщины, но проточенный будет отличаться от него только по ресурсу, но не по качеству работы. Если же говорить о финансовой выгоде, то она очевидна: средняя цена полной проточки диска со снятием и установкой — 1500 рублей. Для равномерного торможения оси диски протачиваются парами. В итоге получается, что даже при минимальной цене оригинального диска с установкой проточка обходится почти вдвое дешевле, и при этом не теряются необходимые характеристики механизма.
Источник: dvizhok.su
Тормозные диски: протачивать или менять?
В замене тормозных дисков нет какой-либо периодичности. Если тормозная система эксплуатировалась «по инструкции», то жизненный цикл диска ограничивается износом в 1 мм с каждой стороны, или суммарным износом рабочих поверхностей в 2 – 2,5 мм. И минимально допустимая толщина указана на торце тормозного диска. Чем тоньше диск, тем выше его рабочая температура.
Выше температура диска – больше изнашиваются колодки. В «сухом остатке» снижение коэффициента трения, а значит снижение эффективности торможения.
Решили поменять комплект колодок, не меняя тормозной диск, толщина которого близка к минимально допустимой? Будьте готовы к тому, что жизнь новых колодок будет короче. Согласитесь, экономия сомнительная. Поводом к замене тормозных дисков может стать и их состояние. Например, трещины.
Они, как правило, появляются из-за разного линейного расширения быстро прогревшейся внешней части и более холодной внутренней структуры. И если длина трещины превышает 30 мм (как правило, ее глубина в этом случае будет превышать 0,3 мм), такой диск подлежит замене. Те же рекомендации и в случае, когда трещина выходит за закраину диска. Если же вернуться к интервалам замены, то за отправную точку можно принять вот такую величину: максимально один диск переживает три замены колодок.
Может ли дать положительный эффект проточка диска? Эта операция возможна, если после механической обработки толщина диска остается выше допустимой.
Но для начала необходимо убедится, что величина биения ступицы находится в допустимых пределах, также, как зазоры в подшипниках и элементах подвески (максимально допустимое биение при полном повороте диска – 0,10 мм, а допуск для ступицы – не более 0,05 мм). И важно, чтобы ремонтируемый диск не имел глубокого перегрева – сняв верхний слой металла можно и на «нижнем уровне» получить тот же цементит.
После проточки тормозные диски нужно правильно очистить. В углублениях, оставленных резцом, скапливается чугунная пыль, которую не удастся полностью удалить продувкой или протиркой с использованием очистителей. А вот мыльный раствор, металлическая щетка и проточная теплая вода с этой задачей наверняка справятся. Такая операция подойдет не только для только что проточенного диска, но и для нового диска, который хранился в смазке.
И еще одна ремарка, касающаяся возможного биения диска. Это загрязнения, которые могут быть и на тормозном диске, и на ступице колеса. Часто ли при замене колес в шиномонтаже или на СТО механик чистит поверхность ступиц? Вопрос риторический. Скорее всего ступицу обильно польют медной смазкой – в этом случае колесо на ступице не «закиснет» и при необходимости легко снимется.
К этой смазке есть немало вопросов. Меди там не более 5%, но на эту субстанцию неизбежно будут налипать и пыль, и грязь, которые могут вызвать дисбаланс и ступицы, и тормозного диска. Очередной монтаж колес, и снова медная смазка. А ведь достаточно обработать лишь посадочный поясок ступицы, который имеет непосредственный контакт с колесом.
Благодарим технического тренера программы Garage Gurus, Ильдара Садыкова, за помощь в подготовке материала.
Источник: 5koleso.ru