Малое инновационное предприятие – это предприятие наукоемкой сферы, деятельность которого связана с high-tech, высокими технологиям, инновациями.
Инновационное развитие, его эффективность, во многом, определяются количеством малых предприятий инновационной направленности. Они составляют фундамент инновационного развития. Преимущества малых форм предпринимательской деятельности в инновационном секторе состоят в следующем:
- малый бизнес создает наиболее благоприятные условия для творчества, проявления творческой активности и реализации инновационных идей;
- отсутствие противоречий корпоративного управления, в связи с небольшим составом персонала малых предприятий (зачастую собственник, новатор, изобретатель являются одним лицом);
- узкая специализация предпринимательской деятельности, обеспечивающая устойчивую концентрацию усилий на всех этапах разработки инноваций;
- гибкость реагирования малого бизнеса на любые внешние факторы, изменения;
- простота создания данной формы предпринимательской деятельности.
Сдай на права пока
Перехватов В.В. — Инновационный бизнес — 12. Соглашение о стратегии
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Малые инновационные предприятия являются особыми субъектами хозяйствования и характеризуются специфическими чертами управленческой и организационной деятельности.
Ключевые аспекты управления малым инновационным предприятием
Управление малым инновационным предприятием не может быть реализовано по стандартным технологи ям менеджмента. Здесь, требуется иной, более качественный и продуктивный подход к реализации процессов управления. Речь идет о системе инновационного менеджмента. Поскольку, деятельность предприятия является нестандартной, имеет уникальность на рынке, то и процессы управления, также, требуют применения уникальных подходов к его осуществлению.
Приоритетными аспектами управления малым инновационным предприятием являются:
- Формирование оптимальной организационной структуры малого инновационного предприятия. Стандартная матричная структура, свойственная более крупным инновационным субъектам, зачастую, оказывается неприменимой в сфере малого бизнеса. Это обусловлено его размерами и составом персонала. В этой связи, стоит обратить внимание на то, что бизнес-процессы малого предприятия подлежат сокращению своего протекания, которое обеспечивается перераспределением обязанностей между сотрудниками. Получается, что нехватка сотрудников может стимулировать более быстрые темпы протекания инновационного цикла. Также, в рамках малых форм предпринимательства конкретные стадии бизнес-процессов могут быть сосредоточены на конкретных сотрудниках. Каждому отводится своя функциональная инновационная роль и структура управления приобретает линейно-функциональный характер организации.
- Ориентация на рост уровня интеллектуального капитала организации, создания творческой среды инновационной деятельности. В целях такого развития требуется реализация различных тренингов, курсов повышения квалификации персонала, творческих приемов взаимодействия с сотрудниками компании. Таким образом, происходит личностный рост и развитие каждого отдельного сотрудника, от которого зависит инновационный рост хозяйствующего субъекта.
- Выбор оптимального стиля управления инновационным предприятием. Стиль управления должен опираться на принципы свободы творчества, проявления активности и инициативности персонала. Наиболее подходящим стилем управления будет тот, который основывается на демократических началах. Такое управление стимулирует творческую инициативность сотрудников.
- Уровень вовлеченности собственника малого бизнеса в его процессы. Собственнику бизнеса важно не просто проявлять заинтересованность его результатами, но и координировать все процессы, все виды деятельности. Руководство собственника повышает эффективность реализуемых инновационных проектов, согласно статистическим исследованиям. При этом, собственник должен обладать творческим потенциалом и стремиться к его реализации. Нестандартные подходы к управлению, творческие решения – основные механизмы управления собственника малого инновационного предприятия.
- Используемые методы, технологии, механизмы продвижения инновационного продукта или услуги. Должны быть применены методы, обеспечивающие реализацию инновационного потенциала организации. Важное место среди них занимает участие в тендерных закупках, реализуемых как государственными, так и коммерческими организациями. Также, ограничиваться только такими методами не стоит. Важна вариативность используемых методов продвижения, нестандартный взгляд на рыночную ситуацию.
«Особенности управления малыми инновационными предприятиями»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Актуализация Стратегии инновационного развития: инновационный бизнес
Рассмотренные аспекты управления малым инновационным предприятием носят ключевой характер его организации. Они ориентированы на реализацию более эффективного управления инновациями в сфере малого бизнеса и повышения инновационного потенциала хозяйствующих субъектов. Использование данных ориентиров в управленческих процессах обеспечит малым инновационным предприятиям:
- минимизацию ошибок на всех этапах инновационного жизненного цикла;
- формирование приоритетных направлений управленческой инновационной деятельности;
- формирование актуальных путей развития малого бизнеса в инновационной области.
Особенности разработки инновационной стратегии малого предприятия
Формирование инновационной стратегии в сфере малого бизнеса сопряжено с рядом особенностей. Они касаются:
- связи стратегических ориентиров инновационного развития с уровнем инновационного потенциала малого предприятия;
- возможности проведения малыми предприятиями наступательных инновационных стратегий при условии высокого уровня инновационного потенциала;
- ориентации инновационной деятельности на текущий платежеспособный спрос или на формирование нового спроса, новых потребностей потребителей;
- обязательности учета стадии жизненного цикла развития предприятия при разработке его инновационной стратегии;
- возможности одновременной реализации нескольких инновационных стратегий. Это возможно при разработке оптимальной системы управления инновационной деятельностью, исходя из специфики функционирования конкретного предприятия.
Источник: spravochnick.ru
Образование малого инновационного предприятия. Стратегирование и запуск малого предприятия
Малое инновационное предприятие и его особенности. Создание и запуск малого инновационного предприятия, его государственная поддержка. Особенности и этапы стратегирования и запуска малого инновационного предприятия.
Для модернизации и существенного роста российской экономики необходимо не только активное участие в инновационных процессах крупных фирм и компаний, располагающих большими объемами ресурсов, но и всемерное развитие малых инновационных предприятий в производственной сфере, поддержка взаимосвязей и взаимодействия со средним и крупным бизнесом в промышленности.
Малым инновационным предприятием (компанией) принято называть наукоемкое предприятие, профиль деятельности которого относится к так называемому high tech — высоким технологиям — и которое производит товар или услугу, конкурентные на рынке технических инноваций.
Главным признаком малой инновационной компании (МИК) является «малоформатность» производства (а иногда — и производство единичных изделий), малочисленность занятого персонала и удовлетворение новых потребностей клиентов на вновь формирующихся рынках наукоемкой продукции.
Малые инновационные фирмы являются неотъемлемой и важной частью национальной инновационной системы. Для поддержки МИК государство создало специализированную финансовую инфраструктуру, ядром которой выступает венчурный инновационный фонд, имеющий свои филиалы и отделения в регионах России.
В экономической науке и практике отмечаются следующие отличительные черты и преимущества малой инновационной компании перед крупными предприятиями и фирмами:
во-первых, более высокая эффективность конечных результатов инновационной деятельности и отдача инвестиций;
во-вторых, гибкость и адаптивность к рынку (отсутствует эффект инерции массового производства, свойственного крупным компаниям);
в-третьих, простота и эффективность управления, обусловленные малочисленностью сотрудников и отсутствием громадного управленческого аппарата;
в-четвертых, низкие издержки производства из-за отсутствия больших производственных площадей и многочисленного оборудования.
В то же время для малой инновационной компании характерен повышенный риск бизнеса, связанный с единичной или малой номенклатурой выпускаемых товаров (когда снижение спроса на один-два вида изделий на рынке ставит предприятие перед угрозой банкротства), слабой инфраструктурой вновь создаваемого бизнеса, отсутствием производственных резервов (особенно на этапе организации), сложностями вхождения малой фирмы на монополизированные рынки и проч.
Поэтому малые инновационные предприятия нуждаются в серьезной государственной поддержке и собственной обслуживающей инфраструктуре.
Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» создает правовые основы, благоприятствующие росту числа малых инновационных предприятий.
Первая проблема, которая возникает при создании малого инновационного предприятия (далее — предприятия) — урегулирование прав на интеллектуальную собственность. Учредители предприятия должны иметь собственный патент или получить согласие собственника на использование новшеств в коммерческих целях.
По действующему законодательству использование некоммерческими организациями полученной за счет бюджетных средств интеллектуальной собственности с целью получения прибыли не относится к разрешенной деятельности. Однако по соглашению сторон право на ее использование может быть передано малому инновационному предприятию, которое организует производство инновационного продукта.
Вторая проблема — найти инвестора и реализация бизнес-проекта.
Малое инновационное предприятие может быть создано, во-первых, на базе финансовой поддержки муниципалитета (в этом случае право на использование патента на новшество передается разработчиком муниципалитету для целей коммерциализации на основе лицензионного соглашения (договора) — с последующим правом приватизации предприятия), во-вторых, при финансовой поддержке фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере по программе «СТАРТ» (при наличии разработанного бизнес-плана и инвестора), в-третьих, за счет финансирования инновационной деятельности по программам бюджетных и внебюджетных инвестиционных фондов на коммерческой основе (по заявке разработчика).
При подаче заявки должны быть обозначены основные коммерческие характеристики проекта: в какой форме защищены права на интеллектуальную собственность или есть согласие собственника на передачу этих прав предприятию, в чем новизна и коммерческая выгодность проекта, какова конкурентоспособность изделия на мировом рынке инноваций, емкость целевого рынка, его динамика, каково ресурсное обеспечение проекта (площадями, материалами, финансами), наличие необходимых по профилю и квалификации специалистов, какова смета расходов по запуску проекта, план освоения проектной мощности предприятия, сроки окупаемости и доходность проекта и др.
Создание малого инновационного предприятия завершается его государственной регистрацией, после которой предприятие получает статус юридического лица, включается в реестр и проходит регистрацию в налоговых органах, местном отделении Федеральной службы государственной статистики, Пенсионном фонде РФ.
В уставе предприятия при подаче заявки на регистрацию должны быть указаны: состав учредителей, размер уставного капитала, размер делового вклада учредителей в уставной капитал, название предприятия как юридического лица, его организационно-правовая форма, юридический адрес.
В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации предприятия учредитель в установленном порядке обязан представить следующие документы:
- o заявление о государственной регистрации предприятия;
- o решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- o учредительные документы юридического лица;
- o выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
- o справка об уплате госпошлины.
Регистрация осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале регистрации и постановке специального штампа с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава предприятия, скрепленного подписью должностного лица, ответственного за регистрацию, и заверенного гербовой печатью.
По завершении всех этих организационных процедур можно считать, что запуск предприятия завершен.
Малый инновационный бизнес пользуется налоговыми и другими льготами, государственной бюджетной и внебюджетной поддержкой, информационной и консультационной поддержкой. В этой сфере развиваются формы государственно-частного партнерства, позволяющие равномерно разделить риски инновационного рынка между малым инновационным предприятием, государством и крупными компаниями.
Соответственно, в составе инфраструктурного обслуживания малого инновационного бизнеса в последние годы сформировались и успешно функционируют следующие организации:
o Территориальные инновационно-технологические центры.
Осуществляют поддержку малых и средних инновационных предприятий по реализации проектов, привлечению для их реализации финансовых ресурсов, совместно выполняют коммерческие проекты.
В составе инновационно-технологического центра может быть образован комплекс маркетинговых коммуникаций, выполняющий услуги по защите прав интеллектуальной собственности, лицензированию, правовому и информационному обеспечению, исследованию конъюнктуры рынка, составлению бизнес-планов, технологическому консалтингу и др.
Важной организационно-финансовой составляющей является Гарантийный фонд продвижения научно-технической продукции.
o Центр трансферта технологий.
Основная задача таких центров — работа с научно-исследовательскими организациями, разработчиками, малыми инновационными предприятиями в развитии их связей и взаимодействии с участниками рынка инноваций.
Центры трансферта технологий в России появились впервые в 2003 г. по инициативе и при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ и взяли на себя функции консалтинга инновационных предприятий, учреждений науки, обучения персонала, технологического аудита, создания единой базы данных научно-технических разработок, содействия по привлечению инвестиций и т.п.
o Торгово-промышленные палаты.
Их главная задача — оказание комплексных услуг по продвижению на рынок инновационной продукции предприятий, организация выставок и ярмарок, деловых встреч и переговоров с потенциальными инвесторами, консультации по защите прав интеллектуальной собственности, а также оказание рекламных услуг, переводы деловых документов и т.п.
o Международный фонд технологий и инвестиций. Ведет практическую работу по коммерциализации научных разработок, выполняя запросы зарубежных фирм о поиске нужных для них технологий в России, а также помогает российским организаторам сферы науки устанавливать контакты с зарубежными фирмами, которым разработки российских ученых были бы интересны, а деловые контакты перспективны. Для сопровождения инновационных проектов в таких фондах создана разветвленная инфраструктура, состоящая из управляющей компании, агентства, обслуживающих операции по продвижению на рынок интеллектуальной собственности, таможенного брокера, экспертов, юристов.
Фонд позиционирует себя как бизнес-партнер для российских разработчиков, осуществляющих коммерциализацию своей инновационной продукции.
o Технико-внедренческие особые экономические зоны.
Цель их деятельности — создание с помощью федеральных и региональных инвестиций и более льготного налогообложения привлекательных условий для активизации в регионе инновационной деятельности, развития малых инновационных предприятий.
o Инновационные зоны, включающие, как правило, университеты-инкубаторы, научные парки (исследовательские парки и др.)» технологические центры, наукограды (типа Новосибирского академгородка), инновационные центры (типа «Сколково»).
Первый технопарк в России был создан в Томске в 1990 г., тогда же была образована Российская ассоциация содействия развитию технопарков, инновационных центров и инкубаторов (ассоциация «Технопарк»).
В настоящее время в России действуют более 50 технопарков в Москве, в подмосковных наукоградах — Пущино, Черноголовке, Троицке, Дубне, Обнинске, Томске, Санкт-Петербурге, Зеленограде, Уфе, Ростове-на-Дону.
В 2006 г. Правительство РФ одобрило государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».
Стратегирование малого инновационного предприятия, созданного для реализации инновационного проекта, относится к числу важнейших задач инновационного менеджмента.
Разработка стратегии инновационного предприятия — это процесс определения его дальнейших целей, учитывающих изменения внешней среды, совокупности приоритетов, направлений деятельности, средств и ресурсов достижения конкурентной позиции предприятия на соответствующих рынках инновационных продуктов и услуг.
Основные задачи стратегирования инновационного предприятия, как показывает практика, состоят в следующем:
- o оценка конкурентной позиции предприятия на отраслевом рынке инноваций (состояние отрасли, конкурентной ситуации, прогноз динамики рынка, выявление ключевых факторов успешного позиционирования предприятия на рынке, SWOT-анализ, оценка ресурсов предприятия);
- o определение стратегических альтернатив развития предприятия в отрасли, методов и приемов выхода на новый рынок или закрепления в действующем.
Стратегический план инновационного предприятия реализуется в системе бюджетирования предприятия, оперативного планирования, включающего формирование плана продаж, показателей основного производственного плана, материальных ресурсов, необходимых производственных мощностей, алгоритм оперативного управления предприятием.
Для каждого уровня планирования характерен специфический набор целей и задач, горизонт планирования, степень детализации плана, порядок контроля и др.
Стратегический план — это внутрифирменный документ, устанавливающий основные цели предприятия и задачи на ближайшие (от 2 до 10 лет) годы, описывающий видение будущего предприятия, его продукцию, рынки, а также основные пути достижения поставленной цели.
При разработке стратегического плана обязательно учитываются результаты долгосрочных прогнозов ситуаций на отраслевом рынке, маркетинговые, финансовые, производственно-технические условия деятельности предприятия.
Стратегический план содержит, как правило, агрегированную информацию, и в нем представлены лишь обобщенные показатели: объемы производства и продаж, динамика оборота и прибыль предприятия и др.
Основной производственный план конкретизирует план продаж и операций, устанавливая для каждого периода количество произведенной продукции каждого вида, ориентированного на имеющиеся заказы на поставку продукции, размеры спроса, имеющиеся ресурсы и производственные мощности. На этой основе разрабатывается план развития необходимых мощностей, объемы привлекаемых ресурсов.
Стратегический план получает свое конкретное воплощение также в бизнес-плане предприятия, который конкретизирует задания и приоритеты стратегического плана в виде комплекса плановых документов, в которых содержатся оценки и показатели деятельности предприятия за определенный период, методы и инструменты ведения бизнеса, возможности привлечения финансовых ресурсов.
На основе результатов стратегирования предприятия строится маркетинговая и товарная стратегии предприятия.
Маркетинг — это деятельность по анализу рынка, разработке, распределению и продвижению товара, направленная на реализацию стратегии предприятия (фирмы).
В систему маркетинга входят задачи по комплексному изучению соответствующего сегмента рынка, выявлению неудовлетворенного спроса, планированию товарного ассортимента и цен, планированию сбыта, проведению рекламы.
Маркетинговая стратегия строится с учетом всех методических требований, характерных для стратегического планирования, главная цель которого — учет рисков и угроз непредсказуемой динамики внешней среды, отраслевых рынков инноваций.
Важнейшими стратегиями маркетинга являются:
- o производственно-ориентированная стратегия, направленная на продвижение дешевых и доступных товаров;
- o продуктово-ориентированная стратегия, направленная на продвижение товаров на те сегменты рынка, где востребованы товары высокого качества, обладающие лучшими по сравнению с имеющимися техническими характеристиками;
- o интегрированная маркетинговая стратегия, ориентированная на комплексный системный учет структуры и динамики спроса на отраслевых рынках на продукцию всех его участников;
- o стратегия социально-ответственного маркетинга, имеющая в качестве приоритета социальное благополучие потребителя.
Инновационное предприятие, реализуя ту или иную маркетинговую стратегию, организует тщательное изучение состояния дел на конкурирующих рынках по принципу «здесь и сейчас»: оценивает конъюнктуру рынка, уровень спроса и предложения, конкурентоспособность товара, цены, товаропродвижение.
Источник: studme.org
Стратегии малый инновационный бизнес это
Проблема создания инновационной экономики напрямую зависит от предложения инновационной продукции на рынке. В России субъектами предложения вполне могут стать малые инновационные предприятия. В этом случае законодатель предоставил им такую возможность, урегулировав правила игры.
В статье изучен опыт создания малых инновационных предприятий при вузах и НИИ, показана их роль и соответствие тем целям, которые преследовал законодатель. Выявлены стратегии их развития. Сделан вывод о целесообразности увеличения числа этих предприятий, а также о выборе наиболее оптимальной стратегии развития. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 14-12-42009 «Методология и методика оценки сценариев создания и перспектив развития малых инновационных предприятий Кемеровской области».
малые инновационные предприятия
распределение по федеральным округам
1. База данных хозобществ (Федеральный закон от 02 августа 2009 г. № 217-ФЗ). [Электронный ресурс]. – URL: http://csrs.extech.ru/reestr/reestr.php (дата обращения: 10.01.2014).
3. Митрофанова И. Вузовские МИПЫ: мифы и рифы [Электронный ресурс] – URL: http://maxpark.com/user/1495238644/content/782427 (дата обращения 30.05.2014)/
4. Никитенко С.М. Методология управления процессом формирования высокотехнологичных секторов инновационной экономики на мезоуровне: автореф. дис. . д-ра эконом. наук / Сибирская академия финансов и банковского дела. – Новосибирск, 2011.
5. Гоосен Е.В., Никитенко С.М., Пахомова Е.О. Опыт реализации проектов ГЧП в России // ЭКО. – 2015. – № 2. – С. 163–175.
В ближайшие годы Россия должна будет создать механизм постоянного внутреннего обновления своего общества и динамичную экономическую модель, способную отвечать на новые вызовы и обеспечивать высокий уровень жизни граждан страны. Очевидно, что ключевую роль в этом должны сыграть инновации. Начиная с 2009 года, после приятия ряда законодательных актов, способствующих созданию малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях и научных организациях, в России открылась возможность для развития малых форм. Научные сотрудники и преподаватели все чаще стали становиться субъектами малого инновационного предпринимательства. Однако, несмотря на все усилия со стороны государства, вузов и научных организаций, малые инновационные предприятия при вузах и НИИ пока не стали эффективным инструментом развития инноваций.
Целью данной статьи является исследование существующих стратегий субъектов малого инновационного предпринимательства вообще и субъектов малого инновационного предпринимательства при вузах и НИИ и выявление наиболее эффективной стратегии.
По итогам 2009 г. на базе сети вузовских инновационно-технологических центров (ИТЦ) функционировало 962 инновационных предприятия, насчитывающих 17820 высококвалифицированных специалистов и инженерно-технических работников, из которых соответствующих Федеральному закону № 217 было только 298. К началу 2014 года таких организаций стало уже 2018.
К концу 2013 года на базе вузов и НИИ ежегодно запускалось более 300 инновационных проектов, создавалось более 140 стартовых высокотехнологичных компаний. Наиболее активными были такие регионы, как г. Москва (293 МИП), г. Санкт-Петербург (126 МИП), Томская область (106 МИП) и др. Регионы-лидеры по числу созданных МИП представлены в табл. 1. В них создано более 50 МИП к началу 2014 г. Для сравнения – среднее число МИП на регион не превышает 28. Среди активных регионов и Кемеровская область с числом МИП – 55.
Регионы, в которых было создано наибольшее количество МИП (на начало 2014 г.) [1]
Всего НИИ и вузов, создавших МИП
Белгородская область (ЦФО)
Воронежская область (ЦФО)
Ярославская область (ЦФО)
г. Санкт-Петербург (СЗФО)
Астраханская область (ЮФО)
Ростовская область (ЮФО)
Республика Татарстан (ПФО)
Самарская область (ПФО)
Саратовская область (ПФО)
Челябинская область (УФО)
Красноярский край (СФО)
Кемеровская область (СФО)
Новосибирская область (СФО)
Омская область (СФО)
Томская область (СФО)
Доля от общего числа (%)
Данные Центра исследований статистики и науки (ЦСИН) свидетельствуют, что существует определенная зависимость между типом региона и активностью сотрудников вузов и НИИ в создании МИП. Однако она не прямая. Среди регионов-передовиков есть как наиболее инвестиционно привлекательные инновационные регионы (г. Москва, г. Томск, Новосибирская, Томская области), так и отстающие депрессивные регионы с малой инновационной активностью – Кемеровская область например.
Наиболее активным учредителем выступает Министерство образования и науки РФ (85 % созданных МИП). Среди вузов наибольшую активность проявляют научно-исследовательские университеты (НИУ) и слабые вузы. При этом важно отметить, что даже НИУ не все одинаково активны в создании МИП. На активность влияют такие факторы, как тип НИУ (гуманитарный, естественнонаучный или технический).
Среди НИУ ожидаемо более активны технические вузы, менее активны гуманитарные. Среди слабых вузов наблюдается прямо противоположная зависимость. Данные по НИУ приведены в табл. 2. Показательно, что в десятку наиболее активных НИУ вошли исключительно технические вузы.
Объяснить эти особенности можно, проанализировав качество создаваемых МИП. По данным Центра исследований статистики и науки (ЦСИН) в уставной капитал МИП по состоянию на май 2012 года передан 1091 охраняемый РИД. Объем основных средств таких хозяйственных обществ составил 145,2 млн руб., в том числе 123,45 млн руб. – это машины, оборудование и другая техника.
Первое, что бросается в глаза, – это незначительная доля РИД, вносимая субъектами МИП. Второе – это снижение динамики создания МИП. Особенно наглядно это можно увидеть на данных о МИП, создаваемых НИУ (табл. 3).
Интересны характеристики субъектов МИП (учредителей физических лиц и руководителей) и сотрудников, работающих в МИП. Большая часть МИП в числе учредителей имеет разработчиков РИД. Доля таких МИП составляет более 90 %. Число занятых в МИП не велико. В хозяйственных обществах работают чуть более 5 тыс. человек. Средний возраст руководителей – 55 лет, сотрудников – 35 лет.
Это позволяет говорить, что в качестве субъектов МИП чаще всего выступают более зрелые научные работники и преподаватели, молодые ученые работают в качестве наемных работников и формально субъектами МИП не являются. Характеристика среднего в России МИП, созданного в рамках реализации 217-ФЗ, представлена в табл. 4.
Топ 10 научно-исследовательских университетов, создавших наибольшее количество МИП (на начало 2014 г.) [1]
Количество МИП, созданных НИУ
Национальный исследовательский технологический университет «Московский институт стали и сплавов»
Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт»
Белгородский государственный университет
Иркутский государственный технический университет
Казанский государственный технологический университет
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
Томский государственный политехнический университет
Национальный исследовательский технологический университет «Московский институт стали и сплавов»
Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт»
Всего созданных МИП
Доля от общего числа МИП, созданных НИУ (%)
Основные характеристики МИП, созданных научно-исследовательскими университетами (НИУ) РФ (на начало 2014 г.) [1]
Количество созданных МИП
МИП, учрежденных совместно вузами и НИИ
МИП, учредителями которых являются бизнес-структуры
Кол-во результатов интеллектуальной деятельности (РИД), внесенных в уставной капитал МИП
Доля от общего числа МИП (%)
в том числе по видам РИД:
Программы для ЭВМ
Характеристика среднего МИП, созданного с участием вузов или НИИ (2011–2012 гг) [1]
Научный работник, преподаватель
3 штатных сотрудника, 5–6 сотрудников-совместителей
Средний возраст руководителей МИП
Средний возраст сотрудников МИП
Участие студентов, аспирантов, докторантов
Детальный анализ МИПов, созданных с участием вузов, показывает, что их «качество» и перспективы развития значительно отстают от МИП, созданных с участием НИИ. Анализ данных показывает, что во многих случаях вузы создают МИП не для реализации реальных разработок, а для улучшения своих показателей, повышения статуса, получения доступа к государственным программам и грантам. В результате к концу 2013 года большая часть вузовских МИП существовала на бумаге или находилась в стадии ликвидации. Анализ базы данных ЦСИН показывает, что наиболее активны (количественно) в создании МИП слабые вузы с неразвитой инновационной инфраструктурой. Показательно, что национальные инновационные университеты (НИУ) имеют более «слабые» количественные показатели, характеризующие участие сотрудников НИУ в создании и развитии МИП.
О стремлении вузов увеличить число МИП любым путем говорит и незначительное количество Результатов интеллектуальной деятельности (РИД), внесенных «слабыми» вузами в уставной капитал создаваемых ими предприятий. Так, в сибирском федеральном округе лидеры по созданию МИП: Алтайский государственный технический университет им. И.И.
Ползунова (25 МИП), Кемеровский государственный университет (23 МИП), Иркутский государственный технический университет (19 МИП), Сибирский федеральный университет (24 МИП). При этом на 101 МИП, созданный в этих вузах, согласно данным ЦСИН в правоустанавливающих документах на результаты интеллектуальной деятельности числится всего один вид объекта интеллектуальной собственности – ноу-хау. Большая часть МИП занимается нетехнологическими инновациями и оказывает разного рода консультационные услуги.
Отдельные вузы формируют собственные механизмы поддержки предпринимательской деятельности в ожидании радикальных перемен в законодательстве РФ, находят новые способы мотивации различных групп научно-образовательного сообщества к предпринимательству даже в условиях неблагоприятного инвестиционного климата [4]. Благодаря реализации программ по развитию МИП были усилены элементы инновационной инфраструктуры вузов, созданы студенческие бизнес-инкубаторы, центры передачи технологий, учебно-научно-инновационные комплексы и др.
Объясняя противоречивые результаты создания МИП с участием вузов и НИИ, экономисты и юристы нередко называют такие объективные причины, как нехватку финансовых средств, трудности развития партнерства с региональным бизнесом, противоречивость правовых аспектов этого процесса. Однако важно отметить, что даже такие результаты позволили вузам реально повысить инновационный потенциал [4].
Эти причины влияют на общие условия создания МИП, и мы их будем относить к общим условиям создания МИП. Социологи называют такие параметры:
? отсутствие мотивации у научных сотрудников и предпринимателей становиться предпринимателем, ввиду отсутствия необходимых знаний и опыта;
? нежеланием бизнеса идти в сферы, которые не гарантированно приносят прибыль, вкладывать финансовые ресурсы в высокорискованные инновационные проекты [3].
Эти исходные параметры, непосредственно влияющие на выбор научного сотрудника и преподавателя, становиться ли ему субъектом МИП, мы будем называть факторами. Проанализированные данные ЦСИН позволили выделить семь основных стратегий развития МИП с участием вузов и НИИ, с учетом перспектив развития и частоты использования (см. табл. 5).
Анализ этих стратегий развития показал, что наибольшие шансы на долгосрочное независимое выживание и развитие имеют небольшие, не имеющие тенденции к росту МИП, использующие РИД, не требующие значительных капитальных вложений для их использования и имеющие устойчивый спрос на свои услуги. Устойчивое развитие МИП, использующих технологические инновации, возможно только при условии кооперации с бизнес-структурами. Значимым фактором успеха может быть сотрудничество с крупными зарубежными компаниями. Но даже в этом случае предприятиям требуется серьезная поддержка со стороны государства. Государственно-частное партнерство в форме различных центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, институтов повышения квалификации (ИПК), совместных лабораторий и т.д. могут стать серьезным инструментом для успешного развития таких МИП [5].
В соответствии с ФЗ № 217 исследователи могли следующим образом принимать участие в инновационной предпринимательской деятельности в следующих формах:
? зарегистрировать права на результат интеллектуальной деятельности, продать их, получать доход от их использования третьим лицом, заниматься дальше научными исследованиями, фактически не принимая участия в предпринимательской деятельности;
Стратегии развития малых инновационных предприятий с участием научно-образовательных организаций (ФЗ-217)
Наличие технологических инноваций
Источник: fundamental-research.ru