Тендеры для малого бизнеса это

Есть расхожее убеждение, что небольшим компаниям сложно конкурировать в торгах на госзакупках, и в конечном счёте их усилия вряд ли себя оправдают. Предприниматели и эксперты рассказали редакции «Сбер Бизнес Live», почему это не всегда так и что нужно сделать, чтобы выиграть первый государственный тендер.

Зачем участвовать в тендерах

Пермская веб-студия Reactive существует 19 лет. В 2019 году компания заняла 11-е место в рейтинге разработчиков сайтов для органов власти и 32-е место в топе разработчиков для государственных корпораций. Как рассказывает коммерческий директор компании Вячеслав Кислицын, компания начала сотрудничество с госструктурами во время экономического кризиса 2014 года. Свой первый тендер команда выиграла в этом же году — она согласилась разработать туристический портал для Министерства физической культуры и спорта Пермского края. «Мы сделали его за полтора месяца, хотя по факту такой проект обычно реализуется полгода. Работали сверхурочно и в выходные дни, но пошли на это сознательно», — вспоминает Кислицын.

Легкие тендеры до 600 000 ₽ — Закупки малого объема. Портал поставщиков, Березка, РТС маркет

«Во время кризиса бренды экономят и не спешат заказывать дорогостоящие проекты у агентств, тогда как государственные тендеры в любом случае проводятся. Правда, реализация проектов по последним чаще всего длится шесть-восемь месяцев, а то и год-два»,

— делится коммерческий директор Reactive.

«Во время кризиса бренды экономят и не спешат заказывать дорогостоящие проекты у агентств, тогда как государственные тендеры в любом случае проводятся. Правда, реализация проектов по последним чаще всего длится шесть-восемь месяцев, а то и год-два»,

— делится коммерческий директор Reactive.

Сейчас доля государственных клиентов компании составляет 30 %. Кислицын уверяет, что благодаря госзаказам и внутренним резервам у команды получилось спасти бизнес в период пандемии: несмотря на потери в размере около 20 миллионов рублей, компания полностью сохранила штат и не задерживала зарплаты.

Московская компания WHD вышла на рынок производства медицинской одежды в 1992 году. Предприятие участвует в госзакупках на протяжении последних пяти лет. Согласно собственным подсчётам сотрудников, из нескольких сотен тендеров, в которых участвует WHD, производитель ежегодно побеждает в каждом седьмом.

Как уверяет основатель компании Борис Шмелькин, участие в госзакупках решает проблему узкого рынка в Москве и Московской области и помогает расширять географию его клиентов. Но при этом предприниматель сталкивается с высокой конкуренцией: на торгах с WHD соперничают 273 похожие фирмы. Регулярно побеждать в тендерах у компании получается благодаря тщательно проработанной документации к проекту. Доля государственных клиентов у WHD составляет 90 %.

Московская компания WHD вышла на рынок производства медицинской одежды в 1992 году. Предприятие участвует в госзакупках на протяжении последних пяти лет. Согласно собственным подсчётам сотрудников, из нескольких сотен тендеров, в которых участвует WHD, производитель ежегодно побеждает в каждом седьмом.

Как уверяет основатель компании Борис Шмелькин, участие в госзакупках решает проблему узкого рынка в Москве и Московской области и помогает расширять географию его клиентов. Но при этом предприниматель сталкивается с высокой конкуренцией: на торгах с WHD соперничают 273 похожие фирмы. Регулярно побеждать в тендерах у компании получается благодаря тщательно проработанной документации к проекту. Доля государственных клиентов у WHD составляет 90 %.

«Главный страх современного предпринимателя — ты выполнишь условия, но тебе не заплатят. В сотрудничестве с государственным сектором это почти не случается, поэтому многие компании хотят так работать. Но госконтракты задают очень высокую планку требований к выполнению заданий, и её сложно удовлетворить, и тем более попасть в реестр постоянных поставщиков», — уверяет Олеся Умрихина, адвокат коллегии «Князев и партнёры».

Какие бывают тендеры

Государственные торги регулируются двумя законами: № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Основная разница между ними в том, что по первому закону заказчиками, как правило, выступают государственные бюджетные учреждения, а во втором случае закупки чаще всего совершают организации с государственной долей не менее 50 %, например ОАО «РЖД». Впрочем, государственные и муниципальные заказчики с внебюджетным финансированием также проводят торги по 223-ФЗ.

По мнению Умрихиной, № 44-ФЗ чётко регламентирует процедуру подачи заявки, отбор и исполнения обязательств, а № 223-ФЗ устанавливает более общие правила проведения торгов. «Я считаю, что на начальном этапе поставщикам лучше работать по № 44-ФЗ, потому что он задаёт конкретные требования по контракту и по ним легче понять, что нужно будет сделать», — говорит она.

Торги на электронных площадках идут в течение всего календарного года, но сезонный всплеск приходится на его конец. Тендеры на государственные заказы бывают нескольких видов.

По мнению Умрихиной, № 44-ФЗ чётко регламентирует процедуру подачи заявки, отбор и исполнения обязательств, а № 223-ФЗ устанавливает более общие правила проведения торгов. «Я считаю, что на начальном этапе поставщикам лучше работать по № 44-ФЗ, потому что он задаёт конкретные требования по контракту и по ним легче понять, что нужно будет сделать», — говорит она.

Торги на электронных площадках идут в течение всего календарного года, но сезонный всплеск приходится на его конец. Тендеры на государственные заказы бывают нескольких видов.

Аукцион

Такие торги проводятся с игрой на понижение цены. Заказчик выставляет стартовую сумму, а участники тендера предлагают свою с изменением от 0,5 до 5 %. Это продолжается, пока одна из компаний не снизит стоимость контракта до отметки, ниже которой никто не захочет опускаться. По опыту Шмелькина, аукционы составляют 80 % всех тендеров.

Запрос котировок

В данном случае поставщик или подрядчик одновременно подаёт комплект документов на участие в тендере и предлагает начальную минимальную цену контракта (предельная стоимость по этой госзакупке), за которую готов выполнить контракт. Заказчик выбирает того, кто устраивает его по обоим пунктам.

Конкурс

На этих торгах заказчик оценивает участников по балльной системе: очки присуждаются за стоимость контракта, сроки выполнения обязательств, порядок оплаты, наличие специального оборудования, уровень квалификации компании, количество контрактов за последнее время и прочее.

Как участвовать в тендере

Поскольку торги проходят на онлайн-площадках, для участия в них предпринимателю потребуется получить электронную цифровую подпись, чтобы заверять документы. Далее владелец бизнеса должен зарегистрироваться на портале «Госуслуги» и в ЕИС. Когда информация о заявке поступит в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ) и будет там же подтверждена, компания получит право бороться за контракт. Вот шаги, которые надо совершить, чтобы участвовать в торгах.

Как подать заявку на участие

Предприниматель оставляет заявку на сайте электронных торгов, составленную по форме, рекомендованной заказчиком. В ней он обосновывает точное соответствие товара или услуги техническому заданию заказчика, а также сообщает информацию о своём бизнесе. Затем владелец компании предоставляет пакет документов в соответствии с № 44-ФЗ или № 223-ФЗ. Заказчик рассматривает заявки и публикует на сайте ЕИС информацию о контрагентах, подошедших по требованиям и допущенных до торгов.

Обеспечьте участие в тендере

Каждый поставщик ещё до объявления итогов вносит определённую сумму, чтобы обеспечить заявку на участие в торгах. Таким образом заказчик страхует себя на случай, если вторая сторона не выполнит свои обязательства перед ним.

Предприниматель, который работает по № 44-ФЗ, переводит на спецсчёт (расчётный счёт для торгов) 0,5–1 % от начальной максимальной цены, если цена контракта составляет от одного миллиона до 20 миллионов рублей. Когда сумма превышает 20 миллионов рублей, участник вносит 0,5–5 %. В случае сделок по № 223-ФЗ бизнесмен отчисляет до 5 % от начальной максимальной цены контракта, если она превышает пять миллионов рублей. Участники торгов с суммой контракта до одного миллиона рублей освобождаются от уплаты денежного обеспечения. Те же, кто сделали взносы, до момента определения победителя пользоваться деньгами на счёте не могут. Если участник победил, но не подписал контракт, он теряет деньги.

Участвуйте в торгах

Торги проводятся в соответствии с теми сроками, которые назначает сам заказчик. К примеру, самый распространённый вид торгов — аукцион — объявляет о закупке минимум за десять дней до его начала. Его назначают на второй-третий день после окончания срока подачи заявок, и он может длиться до нескольких часов. О результатах становится известно спустя пару дней после проведения торгов. Далее контрагенты — заказчик и победитель тендера — подписывают договор на электронной торговой площадке.

Рекомендации новичкам

Начинающие компании могут обезопасить себя от провала на торгах, если грамотно подготовятся к тендеру и оценят его финансовую целесообразность. Ниже предприниматели, участвовавшие в госзакупках, советуют, как это сделать правильнее.

Правильно собранный пакет документов — залог успеха

«В последнее время я вижу очень мало компаний, которые могут удовлетворить требования заказчика. Для этого необходимо иметь определённый пакет документов, который подтверждал бы опыт и тем самым делал вас конкурентоспособным. С каждым годом требования жёстче, к примеру в период пандемии власти подписали федеральный закон о запрете закупки товаров иностранного происхождения»,

«В последнее время я вижу очень мало компаний, которые могут удовлетворить требования заказчика. Для этого необходимо иметь определённый пакет документов, который подтверждал бы опыт и тем самым делал вас конкурентоспособным. С каждым годом требования жёстче, к примеру в период пандемии власти подписали федеральный закон о запрете закупки товаров иностранного происхождения»,

Читайте также:  Схема бизнеса отдела продаж

Эксперт уверен, что предоставление документации, составленной с неточностями, — самая распространённая ошибка новых игроков в тендерах. Согласно его опыту, часто бывает так, что поставщик с самой низкой ценой не проходит этот этап, потому что не удовлетворяет заранее указанных требований заказчика.

С ним согласна Олеся Умрихина: участники торгов чаще всего проигрывают по формальным основаниям — неточное или неполное заполнение полей, опечатки и т. п. «К примеру, поставщик раскрывает своё название на первом этапе конкурса, когда это делать недопустимо, — первая часть таких торгов анонимная», — говорит она.

Для сбора документации эксперты советуют обращаться в компании, которые сопровождают размещение заявок заказчиков на площадках. По словам Умрихиной, такие организации лояльны к малому бизнесу — за помощь в подготовке к торгам берут минимальную фиксированную плату, а затем процент с выигранного тендера. Так, стоимость участия в пяти закупках начинается от 20 тысяч рублей, а комиссия за победу составляет от 0,5 до 1 % от размера тендера.

В команде Reactive есть специалист по тендерам, который занимается их мониторингом, отбором по срокам, требованиям, пулу документов и рентабельности проекта, а также подготовкой к торгам. Его месячная зарплата в компании составляет 45 тысяч рублей плюс НДС. По словам Кислицына, из всего количества отсеивается 80 % тендеров.

Для сбора документации эксперты советуют обращаться в компании, которые сопровождают размещение заявок заказчиков на площадках. По словам Умрихиной, такие организации лояльны к малому бизнесу — за помощь в подготовке к торгам берут минимальную фиксированную плату, а затем процент с выигранного тендера. Так, стоимость участия в пяти закупках начинается от 20 тысяч рублей, а комиссия за победу составляет от 0,5 до 1 % от размера тендера.

В команде Reactive есть специалист по тендерам, который занимается их мониторингом, отбором по срокам, требованиям, пулу документов и рентабельности проекта, а также подготовкой к торгам. Его месячная зарплата в компании составляет 45 тысяч рублей плюс НДС. По словам Кислицына, из всего количества отсеивается 80 % тендеров.

Рассчитывайте ресурсы

«На самом деле, выиграть тендер — не проблема, сложнее исполнить обязательства по контракту без штрафов», — говорит Умрихина. Чтобы всё прошло гладко, эксперт рекомендует бизнесменам оценивать экономическую целесообразность участия в торгах ещё на старте. Если начальная цена для заказа ниже предельной стоимости, за которую предприниматель готов взяться за работу, лучше не демпинговать и отказаться от участия в тендере. Владелец бизнеса может не рассчитать затраты для выполнения сделки, и, соответственно, её маржинальность. Для веб-студии Reactive оптимальная рентабельность контракта составляет 20 %. На старте Кислицын советует брать проекты с маржой не менее 5–10 %.

Начинающим предпринимателям следует трезво оценивать объём ресурсов и наличие необходимых навыков для выполнения сделок. По словам Кислицына, в государственных тендерах чаще всего не предусмотрен аванс, а деньги за выполнение заказа компания получает, к примеру, через шесть месяцев. Чтобы предотвратить кассовые разрывы, владельцу бизнеса стоит задуматься о том, как он будет справляться, — возможно, стоит заранее отложить деньги или воспользоваться кредитом или займами.

Компания Reactive не вносит личные средства для обеспечения заявки во всех торгах, а пользуется банковскими гарантиями — поручительством банка за исполнение условий контракта. «Мы можем потерять всю чистую прибыль, если будем вкладывать собственные деньги в участие в тендерах. Заказчики крупных конкурсов запрашивают обеспечение в размере до 30 % от суммы закупки. Таким образом, для тендера размером миллион рублей обеспечение составит 300 тысяч рублей. А банковская гарантия обойдётся нам всего в 15 тысяч», — объясняет Кислицын. Компания использует брокерские онлайн-площадки, где после заполнения формы можно получить предложения от банков.

Оформите банковскую гарантию в Сбербанке и участвуйте в тендерах на госзакупки без дополнительной нагрузки на бизнес.

Для неопытных игроков есть своя ниша

Шмелькин считает, что предприниматели зря не участвуют в тендерах из-за страха конкуренции с крупными игроками. «Мы участвуем в тендерах с более строгими требованиями. А начинающие компании могут войти в тендер с низкими требованиями заказчика и производством простой продукции», — объясняет он. Умрихина добавляет, что крупнейшие поставщики интересуются контрактами от 30 миллионов рублей.

Как отмечает Кислицын, на государственном рынке конкуренция ниже, чем на коммерческом. «В первом случае для IT-заказа выбирают между пятью-шестью подрядчиками, во втором — между семью-десятью. Но на госзаказах однозначно выше риски прогореть из-за сложности участия и выполнения обязательств», — делится он.

Отвергайте проблемные тендеры

Согласно опыту Шмелькина, в сегменте производства медицинской одежды количество фиктивных тендеров составляет около 20 %. Предприниматель советует внимательно изучать техническое задание, проверяя реалистичность требований. Например, невозможно сшить партию халатов за десять дней, ведь в среднем производственный цикл составляет один месяц. «В Москве недавно проходил тендер на пошив медицинских халатов из чистого шёлка, его цена почти в десять раз превышала цену стандартного изделия. Это условие, которое не получится выполнить», — говорит Шмелькин.

Как уверяет Умрихина, за нарушение обязательств контрагенту будут начислять пени, а также он рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Для участника тендера это не только отстранение от участия в торгах на несколько лет, но и сильный удар по репутации. «Риск нарушить обязательства возможен в том случае, когда для выполнения заказа начинающие компании привлекают сторонних подрядчиков. Если они, например, задержат поставку материала, то ответственность за нарушение сроков ляжет на основного исполнителя», — добавляет эксперт.

По её словам, начисление штрафов случается нередко. Чаще всего с этим сталкиваются поставщики, которые работают по № 44-ФЗ, потому что документ более детально регламентирует правила участия в торгах.

«Для нашей компании участие в государственных тендерах — большое благо. Сейчас мы сотрудничаем с клиентами от Калининграда до Владивостока. Самое главное заблуждение начинающих предпринимателей — то, что они никогда не смогут получить контракт на госзакупку. Это не так, для каждой компании найдётся свой сегмент», — заключает Шмелькин.

Источник: sberbusiness.live

Закупки малого объема. Что такое и как принять участие?

Если вы только начинаете изучать закупочный процесс и планируете поучаствовать в первых торгах, рекомендую рассмотреть закупки малого объема. Это довольно легкий способ для начинающих поставщиков, у которого есть ряд специфических особенностей. В данной статье рассмотрим их как можно подробнее.

Определение

Малая закупка — по сути, это упрощенный тендер малых объемов. Заказчик может не проводить аукцион или конкурс, а выбрать подрядчика самостоятельно и заключить с ним контракт напрямую. Данный способ является разновидностью закупок у единственного поставщика, поэтому можно встретить еще и такое название.

Есть определенные лимиты. Например, в законе №44-ФЗ сказано, что закупиться таким способом можно, но только на сумму до 600 тысяч рублей. При этом годовой объем таких процедур не должен превышать 2 млн рублей или 10% от всех тендеров, но не более 50 миллионов в год. Если процедура проходит на электронной торговой площадке, утвержденной Минфином, то лимит одной сделки увеличивается до 3 млн рублей. При этом важно не превысить годовые лимиты, перечисленные выше.

Обратите внимание: сельские поселения могут закупаться таким способом, не учитывая годовые лимиты. Но одна сделка не должна превышать 600 тысяч рублей.

Что касается 223-ФЗ, то здесь нюансы данного способа описываются не так четко, как в законе №44-ФЗ. Есть упоминание лишь о том, что заказчик вправе закупаться у единственного поставщика на сумму до 100 тысяч рублей. Если его годовая выручка составляет 5 млрд рублей и более, то до 500 тысяч рублей. В данном случае речь идет об одной сделке, годовые лимиты не обозначаются.

Плюсы и минусы

У данного способа есть свои нюансы, которые нужно учитывать всем участникам.

  1. Простой порядок процедуры, в сравнении с аукционом или конкурсом — определенно, плюсы для всех сторон.
  2. Минимум бюрократии: поставщику не нужно собирать большой пакет документов.
  3. Быстрое проведение процедуры и быстрое заключение сделки.
  4. Минимум вложений: поставщику не нужно обеспечивать заявку и, в случае выигрыша, исполнение контракта.
  5. Заказчик получит нужный товар намного быстрее, так как не будет тратить время на проведение торгов.
  1. В отличие от конкурентного тендера, заказчик не обязан заключать договор с поставщиком по итогу рассмотрения предложений.
  2. Иногда описание требований к товару очень размытое, у поставщика нет четкого представления о том, что хочет заказчик.
  3. Закупки малого объема не интегрированы в ЕИС, они разбросаны по разным площадкам. Хотя уже появляются информационные системы и электронные магазины, которые аккумулируют данные со всех площадок, но их единицы.

Кто может участвовать

Читайте также:  Что такой бизнес информатика

Поучаствовать могут как юридические, так и физические лица. Главное — зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС) и на площадке, где планируется проведение данной процедуры. Также нужно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Как проходят

Для начала нужно разобраться, где проходят такие процедуры. Если сумма закупки составляет до 600 тысяч рублей, ее можно проводить на любой площадке. В данный момент стали популярны электронные магазины, к примеру, OTC-маркет, РТС-маркет, единый агрегатор торговли «Березка» и т.д. Если процедура проходит в электронной форме и сумма сделки составляет от 600 тысяч до 3 млн рублей, то ее обязательно нужно проводить на одной из федеральных торговых площадок.

Обратите внимание: на момент написания статьи в список федеральных торговых площадок, утвержденных Минфином, входят 8 ЭТП: Сбербанк-АСТ, Росэлторг, РТС-тендер, Национальная электронная площадка (etp-ets.ru), Заказ РФ, РАД Госзакупки, ЭТП ГПБ (Электронная торговая площадка Газпромбанка), ЭТП ТЭК-Торг.

Размещать закупки малого объема в ЕИС заказчики могут по своему усмотрению. Но: если процедура предполагает сделку от 600 тысяч до 3 млн рублей в электронной форме (часть 12 статьи 93 Закона №44-ФЗ), то они обязаны опубликовать информацию в ЕИС.

Давайте рассмотрим порядок проведения такой процедуры на электронной торговой площадке. Это упрощенное описание:

  1. Поставщик регистрируется на площадке и размещает свое предложение. Описывает товары подробно, при необходимости прикладывает фото.
  2. Заказчик публикуют извещение в ЕИС. В качестве основания проведения закупок малого объема можно указать п. 4, ч. 1 ст. 93 закона №44-ФЗ. В извещении подробно указывается требования к товару и компании, прикладывается проект контракта и желаемая цена. Извещение автоматически публикуется на площадке, на которой запланирована данная процедура.
  3. Поставщики видят данное извещение и откликаются, если хотят поучаствовать.
  4. Отбор поставщиков осуществляется на площадке, которая была выбрана заказчиком для проведения данной процедуры. Оператор отбирает до 5 предложений поставщиков, предпочтение отдается товарам соответствующего качества с меньшей ценой, также компанию проверяют на отсутствие в РНП — реестре недобросовестных поставщиков. Выбранные варианты оператор направляет заказчику.
  5. Заказчик рассматривает заявки в течение 1 рабочего дня, затем публикует протокол с результатами, в котором указывает обоснование по каждому предложению. У него есть право выбрать любую компанию, главное — обосновать свой выбор.
  6. С выбранной компанией подписывается контракт. На это дается два рабочих дня. Точкой отсчета необходимо считать дату направления протокола оператору.

Риски для поставщиков и заказчиков

Кажется, что все очень просто, особенно для подрядчика — необходимо разместить товар и откликнуться на предложение поучаствовать в процедуре. Но нужно быть готовым к следующим рискам, в основном, они касаются закупок в электронной форме от 600 тысяч до 3 млн рублей.

Если вы выиграете и не захотите заключать контракт, вас могут внести в РНП. Находясь в данном списке, вы не сможете участвовать в тендерах в течение 2-х лет и заработаете плохую репутацию. Кроме того, площадка может списать с вас штрафную комиссию. К примеру, агрегатор «Березка» заблокирует на вашем счете от 10% от стартовой цены тендера.

Обратите внимание: за участие в таких процедурах площадки берут комиссию с победителей. Обычно это определенный процент от цены контракта. Вы заранее заводите средства на площадку, при отклике (подаче заявки) средства блокируются, если вы не выиграете, то после публикации протокола их разморозят.

Получить контракт — это полдела. Важно, поставить товар надлежащего качества в срок. Если вы нарушите сроки поставки, то заказчик может списывать с вас пени. Размер пени указывается в контракте и обычно зависит от ключевой ставки Центрального банка. Списание будет происходить с первого дня просрочки поставки.

Если вы поставите товар плохого качества, за это также предусмотрено наказание. Размер штрафа прописывается в контракте, в малых закупках он составляет 10% от стоимости контракта, но не выше 3 млн рублей.

У заказчика также есть риски. Если при организации таких процедур в рамках госзаказа будут выявлены нарушения, ему придется заплатить штраф в размере 30 тысяч рублей.

Кроме того, важно вовремя расплатиться с подрядчиком. Оплату нужно провести в течение 15 рабочих дней с момента подписания акта приема работ. Если единственный подрядчик является субъектом малого и среднего бизнеса, то в течение 10 рабочих дней. Если сроки нарушены, сотрудника, который был ответственен за оплату, ждет штраф от 30 до 50 тысячи рублей, а за повторное нарушение ему грозит дисквалификация на срок от 1 до 2 лет.

Что касается подписания контракта, то здесь заказчик, отказавшись от сделки, ничем не рискует.

Особенности электронного магазина

Как видим, закупки малого объема — достаточно специфическая процедура. С одной стороны, это немного упрощает закупочный процесс, но с другой стороны, может ограничивать конкуренцию, т.к. такие сделки могут совершаться офлайн, за закрытыми дверями. Чтобы сделать данный процесс состязательным и прозрачным, необходимо перевести такие процедуры в электронный формат. Для этого создаются электронные магазины — сервисы, заточенные под закупки малого объема. Их основная задача — сделать данные процедуры открытыми и конкурентными, а также предоставить подходящие предложения заказчикам.

Здесь для поставщиков могут быть две схемы работы, несколько отличающиеся от проведения таких процедур на федеральных ЭТП. Рассмотрим их более подробно на примере электронного магазина OTC Маркет.

Помним, что в электронных магазинах можно закупаться на сумму до 600 тысяч рублей. Если закупки крупнее (до 3 млн рублей) — необходимо использовать федеральные торговые площадки.

Сергей Сердюков, Директор по спецпроектам группы электронных площадок OTC.ru

  1. Заказчик создает закупку.
  2. Поставщик создает оферту.
  3. Заказчик выбирает понравившееся предложение и создает заказ.
  4. Согласует заказ с поставщиком.
  5. Заключается договор.

Второй вариант работы практически не отличается от стандартной работы в маркетплейсе:

  1. Поставщик создает каталог товаров, работ и услуг.
  2. Заказчик листает каталог, выбирает нужное предложение и добавляет в корзину.
  3. Создает заказ.
  4. Согласует его с поставщиком.
  5. Заключается договор.

Такие сервисы позволяют вести переговоры по цене — в личном кабинете, передавать нужные сведения в ЕИС, формировать счета-фактуры, акты выполненных работ, счета и обмениваться данными документами.

Электронные магазины стали популярны не только в закупках малого объема в рамках законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, но и в коммерческом сегменте. Для заказчика — это быстрый поиск контрагента по упрощенной схеме, для подрядчика — новый рынок сбыта.

Закупки малого объема — отличный старт для начинающих поставщиков, особенно, для малого и среднего бизнеса, т.к. объемы здесь совсем небольшие, если сравнивать с конкурентными процедурами. Крупные госкомпании также имеют потребность в снабжении малого объема и активно пользуются электронными магазинами. Если вы решили поучаствовать в тендерах, попробуйте свои силы в закупках малого объема. Конкурентные процедуры требуют знаний закупочного законодательства и самого процесса, а также значительных финансовых вложений: необходимо обеспечение заявки и в случае победы — обеспечение исполнения контракта.

Чтобы поучаствовать в малых закупках, нужно всего лишь зарегистрироваться в электронном магазине, заполнить сведения о своей компании, сформировать каталог товаров, работ или услуг. Далее вы можете откликаться на подходящие предложения или ждать, что ваш каталог будет замечен заказчиком. Первый вариант, конечно же, эффективнее.

Источник: vc.ru

Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В целях повышения уровня конкуренции законодательство — 44-ФЗ и 223-ФЗ — регламентирует участие в закупках субъектов малого бизнеса и предоставляет им определенные преференции при участии в торгах.

Понятие

44-ФЗ и 223-ФЗ не содержат определения субъектов малого бизнеса и то, каким условиям они должны соответствовать для отнесения их к указанной категории. Понятие данной категории содержится в ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 2007 года.

Под субъектами малого бизнеса понимают хозяйственно-экономические субъекты в лице индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые отнесены по нормам 209-ФЗ к малым, средним или микропредприятиям. Категории таких субъектов приведены в ст. 4 209-ФЗ.

Базовые принципы и особенности закупок у субъектов малого бизнеса приводятся в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Субъекты малого бизнеса могут участвовать в закупках, которые проводятся:

  1. На общих основаниях.
  2. Специально для субъектов малого предпринимательства и исключающих других участников.
  3. С условием привлечения субъектов малого бизнеса на субподряд.

Закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ должны осуществляться, согласно «Положению об особенностях участия субъектов малого бизнеса и предпринимательства…», утвержденному Постановлением Правительства от 2014 года №1352. Действие указанного документа распространяется на следующие группы лиц:

  1. Заказчиков с годовым объемом выручки более 500 млн р.
  2. Кредитных организаций с величиной активов за прошлый календарный год более 500 млн р.
  3. Автономных учреждений, которые за прошлый год закупили товары и услуги на суммы свыше 250 млн р.
  4. Госкомпаний, которые были основаны в рамках ФЗ и их дочерних компаний.
  5. АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и его дочерних компаний.

Контроль за исполнением положений постановления должно осуществлять АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Особенности участия в госзакупках

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены такие особенности для участия в закупках:

  1. Предельный размер НМЦК при закупках у субъектов малого бизнеса составляет 20 млн р., согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.
  2. При определении поставщиков в извещении о проведении закупок указывается на то, что в число ее участников могут входить только представители малого предпринимательства.
  3. Свою принадлежность к субъектам малого бизнеса участники подтверждают в декларативной форме. Заказчик не имеет права запрашивать у них подтверждающие документы. Эта позиция озвучена в совместном письме ФАС и Минэкономразвития.
  4. Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ, для субъектов малого бизнеса устанавливается сниженный размер обеспечения: он не может быть более 2% от начальной цены контракта.
  5. Заказчик не вправе требовать предоставление обеспечения при цене контракта до 1 млн р.
Читайте также:  Бизнес коуч кто это такой и что он делает

Согласно Постановлению Правительства №1352, предельная цена контракта, который подписывается заказчиком по 223-ФЗ только с победителем из числа СМП, составляет 400 млн р.

По 223-ФЗ, если цена договора не превышает 50 млн р., заказчик проводит закупку только среди субъектов малого бизнеса; если это значение находится в диапазоне 50-200 млн р., заказчик сам решает, закупать ли ему товары у малого или крупного бизнеса.

Также указанный закон не предусматривает обязательного обеспечения по заявке, но при наличии такого требования в отношении субъектов малого бизнеса предусмотрены льготы. Обеспечение по заявке не может быть более 2% от НМЦК, а по договору – более 5%.

Также некоторые заказчики из перечня №475-р от 2016 года должны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у СМП. В Постановлении Правительства №1352 от 2014 года приведены требования к содержанию отчета о годовых объемах закупки у малого бизнеса.

Соответствие условиям для участия в закупках

Для соответствия понятию СМП юридические лица должны отвечать следующим условиям:

  1. Суммарная доля участия в них России, регионов, МО, общественных, религиозных, благотворительных и иных организаций в уставном капитале не может превышать 25%.
  2. Доля участия иностранных юрлиц доля участия одного или нескольких юрлиц, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не могут быть более 49%.
  3. Среднесписочная численность работников за прошлый календарный год должна находиться в пределах 15 человек для микропредприятий, 100 человек – для малых предприятий, от 101 до 250 человек для средних предприятий. В случае проведения закупки среди участников, которые относятся к субъектам малого бизнеса, численность персонала не должна превышать 100 человек.
  4. Выручка от продажи товаров и услуг без учета НДС либо балансовая стоимость активов на прошлый календарный год не может превышать предельных значений по Постановлению Правительства. Для субъектов малого бизнеса эта цифра должна составлять не более 800 млн р., для микропредприятий – 120 млн р., для средних предприятий – 2 млрд р.

Категория субъекта в конечном итоге определяется по наибольшему условию: численности работников или их выручке (стоимости активов). Категория подлежит изменению, только если в течение 3 календарных лет, которые следуют подряд друг за другом, были изменены максимальные показатели численности или объема выручки сотрудников.

У вновь созданных организаций учитываются показатели численности, выручки или стоимости активов с момента создания компании.

Объем закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ

44-ФЗ и 223-ФЗ обязывают заказчиков закупать определенную часть товаров, работ и услуг у представителей малого бизнеса. При этом законодательно установлен минимальный объем закупок, который должен приходиться на указанную группу поставщиков и исполнителей.

Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, на субъекты малого предпринимательства должно приходиться как минимум 15% в общем годовом объеме закупок. Под совокупным годовым объемом закупок понимается общее число денежных средств на финансовый год, которое направляется на приобретение товаров, работ и услуг. В эту сумму включается только та стоимость, которая подлежит оплате в текущем периоде.

При этом с учетом положений ч. 1.1 ст.3 0 44-ФЗ в указанный объем закупок не должны включаться:

  • закупки для обеспечения обороны и государственной безопасности;
  • услуги кредитования;
  • закупки у единственного поставщика;
  • тендеры, проведенные закрытым способом;
  • работы в области использования атомной энергии.

Каждый год заказчики по 44-ФЗ должны публиковать в ЕИС отчет о закупках у субъектов малого бизнеса за прошлый год.

За несоблюдение требований о минимальном объеме закупок у субъектов малого бизнеса предусмотрена административная ответственность по ст. 7.30 КоАП. Согласно указанной правовой норме, нарушение норм 44-ФЗ влечет за собой административный штраф на должностных лиц в размере 50 тыс. р.

С учетом положений Постановления Правительства от 2014 года №1352 и согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ, годовой объем закупок у субъектов малого бизнеса должен составлять как минимум 18% от совокупной стоимости подписанных договоров за год (при объеме выручки госкомпании в размере более 2 млрд р.). При этом доля закупок, участниками которых вправе стать только субъекты малого бизнеса, должна составлять не менее 15% от годового объема.

Закон 223-ФЗ содержит дополнительную ответственность для заказчиков, которые нарушат положения законодательства о закупках у субъектов малого бизнеса. В частности, не будут соблюдать требование о минимальном объеме закупок, не разместят годовой отчет в ЕИС, укажут в годовом отчете недостоверные сведения. Согласно ч. 8.1 ст. 3 223-ФЗ, им грозит необходимость проведения закупок по более строгим нормам 44-ФЗ с 1 февраля и до конца следующего года.

Способы закупок

Согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, закупки у субъектов малого предпринимательства ранее могли проводиться одним из следующих способов:

  • через открытый конкурс;
  • через конкурсы с ограниченным участием;
  • через двухэтапные конкурсы;
  • через запросы предложений, котировок;
  • через электронные аукционы.

С 2019 года они проводятся исключительно в электронном формате.

Согласно ФЗ-223, конкурентные закупки, в которых могут участвовать только СМП, проводятся исключительно в электронной форме с учетом особенностей по ст. 3.4 223-ФЗ. Такие закупки могут быть проведены только на электронных площадках, операторы которых включены в Перечень по Распоряжению Правительства №1447-р от 2018 года.

Подобную позицию подтвердили в Информационном письме Минфина от 2018 года №24-06-08/70718.

Существует ли перечень закупок у СМП

В ранее действующем законе №94, который регулировал порядок госзакупок, был представлен перечень товаров, работ и услуг, которые должны закупаться у субъектов малого бизнеса.

С принятием ФЗ-44 прежний закон утратил свою юридическую силу и в действующей редакции нет перечня товаров, услуг и работ, которые должны осуществляться у субъектов малого бизнеса. Таким образом, заказчики вправе закупать у субъектов малого предпринимательства любые товары, работы и услуги и предоставлять им при этом преференции.

Что касается 223-ФЗ, то для осуществления закупок исключительно среди субъектов малого бизнеса в обязанности заказчиков входит утверждение перечня товаров, работ и услуг, которые могут закупаться только у них.

Перечень товаров для СМП по 223-ФЗ – это официальный документ, который заказчики обязаны разместить в ЕИС. Он необходим для соблюдения норма законодательства о закупках некоторых товаров только у малого бизнеса.

Такой перечень заказчик разрабатывает самостоятельно исходя из своих предпочтений. При его подготовке стоит основываться на классификации товаров, работ и услуг по ОКПД-2 и, помимо наименования товара, прописывать его номер по классификатору.

Заказчик не сможет ограничивать число участников тендера в иных случаях, когда такая закупка не перечислена в перечне.

Сроки оплаты контрактов

Срок оплаты товаров, работ и услуг является одним из важнейших условий по контракту. Договор может предусматривать одну из следующих форм оплаты: единовременную, с авансированием или поэтапную.

Прошлая редакция 44-ФЗ не содержала никаких ограничений в части оплаты по выполненному контракту в пользу субъектов малого предпринимательства. Оплатить их услуги заказчики должны были в общие временные рамки, которые приведены в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ. Они составляли 30 дней с момента оформления итоговых документов: акта приема-передачи, накладных, счетов-фактур и пр.

Но с середины 2017 года вступили в силу изменения в 44-ФЗ, согласно которым, на оплату работ, услуг и товаров СМП заказчику стали отводить ограниченные сроки. Если в извещении установлено, что в закупке могут принимать участие только представители малого бизнеса, то сроки оплаты по исполненному контракту не должны превышать 15 рабочих дней.

Нарушать установленные сроки заказчик не вправе, иначе ему грозит административное наказание в виде штрафа на 30-50 тыс. р. или дисквалификация на срок до 2 лет (при повторном нарушении).

ФЗ-223 напрямую никак не регламентирует порядок исполнения заказчиком своих обязательств перед исполнителями и поставщиками. Но в подзаконных нормативно-правовых актах, среди которых Постановление Правительства №1352 от 2014 года, сказано, что оплата должна быть произведена в течение 30 дней (если победителем стал субъект малого бизнеса).

Заказчик по 223-ФЗ может предусмотреть иные сроки для оплаты в утвержденном им Положении о закупках.

Таким образом, ФЗ-223 и ФЗ-44 предусматривают определенные преференции для участия в закупочных мероприятиях субъектами малого бизнеса. Так, они предусматривают сниженный объем обеспечения, более сжатые сроки для оплаты выполненных услуг и возможность участия в отдельных тендерах без крупных поставщиков и подрядчиков.

Источник: zakonguru.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин