Под удостоверяющим центром понимается специализированная организация или отдел в организации, которые с использованием специального софта создают электронную подпись по заявкам от индивидуальных предпринимателей, физических или юридических лиц. Само собой, данный вид деятельности осуществляется только при наличии лицензии ФСБ на криптографию и аккредитации Минсвязи России как удостоверяющего центра.
Хотя такие работы достаточно затратные в начале и требуют некоторых трат в процессе, но если работать в «долгосрочку» и с головой, то выхлоп хороший. Особенно если учесть главный момент — электронная подпись в основном выдается на 1 год, и каждый год ее нужно получать снова. Поэтому такой бизнес выгоден благодаря регулярным повторным продажам.
В итоге чек сделки получается намного выше, чем продажа только ЭЦП (сертификата открытого ключа):
- Сертификат открытого ключа.
- Электронный носитель (электронный ключ).
- Криптопровайдер (типа КриптоПРО CSP).
- Услуга по установке и настройке.
Стоимость указанного комплекта составляет от 6 до 20 тыс. в зависимости от региона и срочности. При хороших объемах, как вы видите, достаточно прибыльный бизнес.
Как заработать на продаже электронных подписей | ЭЦП
Деятельность удостоверяющего центра — это по факту ИТ-бизнес, где основная часть завязана на информационных технологиях. Поэтому лезть в него рекомендуется только людям, очень хорошо понимающим в информационных технологиях.
Лицензия удостоверяющего центра: цена вопроса
Сразу обозначим затраты на указанную лицензию:
- Госпошлина — 7500 руб.
- Аттестация компьютера — 100 000 руб.
- Аттестация помещения (по 152 приказу ФАПСИ) — 50 000 руб.
- Закупка криптосредств — 2500 руб.
- Подбор кадров — 100 000 руб. за специалиста (нужно 2).
- Разработка регламентирующей документации — 50 000 руб.
- Подготовка пакета документов для подачи в ФСБ — 100 000 руб.
- Консультационные услуги — 150 000 руб.
Итого: бюджет на лицензию составляет 660 тыс., не включая зарплату кадрам.
Лицензия удостоверяющего центра: срок получения
Кратко приведем сроки по каждому из этапов, и все станет ясно:
- Госпошлина — 2 дня.
- Аттестация компьютера — до 1 мес.
- Аттестация помещения (по 152 приказу ФАПСИ) — до 2 недель.
- Закупка криптосредств — до 2 недель.
- Подбор кадров — до 1 мес.
- Разработка регламентирующей документации — до 2 недель.
- Подготовка пакета документов для подачи в ФСБ — до 1 мес.
- Рассмотрение пакета документов в лицензирующем органе — до 45 рабочих дней по закону.
Итого, даже если все этапы запустить параллельно, то все равно общий срок получения лицензии на руки составит не менее 3 месяцев.
Внимание! В срок рассмотрения лицензирующим органом (45 рабочих дней), также входит срок проведения выездной экспертизы, по результатам которой принимается решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
Лицензия удостоверяющего центра: лицензионные пункты (виды)
Начнем с того, что для УЦ достаточно только 28 пункта перечня ПП 313:
Эмин Агаларов. Сколько зарабатывает Торговый Центр. ТРК Vegas
«28. Изготовление и распределение ключевых документов и (или) исходной ключевой информации для выработки ключевых документов с использованием аппаратных, программных и программно-аппаратных средств, систем и комплексов изготовления и распределения ключевых документов для шифровальных (криптографических) средств.»
Но это только для осуществления основного вида деятельности — создания (генерации) электронной подписи.
Для полноценной же деятельности УЦ как организации, комплексно оказывающей услуги в области электронной подписи, необходимо минимум иметь следующие пункты:
- 12 — установка криптосредств,
- 20 — обслуживание (настройка) криптосредств,
- 21 — распространение (передача/продажа) криптосредств.
Обычно данную лицензию получают с еще более расширенным набором пунктов — с запасом (для перестраховки): 12, 13, 14, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 28
Лицензия удостоверяющего центра: порядок получения
На самом деле порядок получения данной лицензии точно такой же, как и для других видов лицензионных работ, установленных перечнем к ПП 313.
Поэтому подробно о процедуре получения этой лицензии смотрите в разделе «Лицензирование ФСБ» — «Криптография».
Что предлагаем мы?
Удостоверяющий центр: функции и возможности
Удостоверяющий центр (УЦ) – «краеугольный камень» инфраструктуры открытых ключей и системы, обеспечивающей возможность использования электронной подписи (ЭП), на ней базируется современная структура электронных торгов и информационных систем.
УЦ в этой экосистеме играет роль доверенной организации, наделенной полномочиями выпуска сертификатов ЭП. Задача УЦ заключается в том, чтобы выпускать цифровые сертификаты, содержащие данные о владельце сертификата и его открытый ключ шифрования. Для этого УЦ должен обеспечить корректность данных, вносимых в сертификат, удостоверить личность владельца, а также его право обращаться за получением такого сертификата. Поэтому на УЦ накладываются серьезные требования технического и юридического характера.
Одним из основных инструментов обеспечения надежности УЦ в соответствии с действующим Федеральным законом №63-ФЗ «Об электронной подписи» является аккредитация. Понятие и обязанности аккредитованного УЦ дается в статье 15 закона «Об электронной подписи». Остановимся на некоторых ключевых пунктах, раскрывающих задачи и функции аккредитованного УЦ.
Требования для аккредитации удостоверяющего центра
Понятие аккредитованного УЦ непосредственно связано с понятием квалифицированной электронной подписи (КЭП), которая является самой универсальной в части обеспечения юридической значимости электронного документооборота. Только аккредитованные УЦ имеют право выпускать квалифицированные сертификаты ЭП, необходимые для функционирования квалифицированной ЭП. Чтобы попасть в список таких УЦ, нужно выполнить ряд требований, описанных в регламенте Минкомсвязи «Об аккредитации удостоверяющих центров».
Базовые требования для прохождения аккредитации:
- Наличие ряда лицензий уполномоченных федеральных органов, в частности, лицензии ФСБ, позволяющей УЦ осуществлять деятельность, связанную с криптографическими средствами.
- Штат специально подготовленных специалистов с профильным образованием и опытом работы.
- Финансовое обеспечение УЦ, которое определяется с помощью оценки стоимости чистых активов УЦ. На сегодняшний день эта стоимость должна составлять 1 млн руб. В настоящее время обсуждается принятие поправок в Федеральный закон №63-ФЗ «Об электронной подписи», согласно которым необходимая стоимость чистых активов повышается до 10 млн руб. В результате этих изменений перечень аккредитованных УЦ существенно сократится, а порог ответственности повысится.
- Договор страхования финансовой ответственности УЦ. Сейчас сумма, на которую должен быть застрахован УЦ, составляет 1,5 млн руб. В проекте поправок в закон эта сумма повышается до 50 млн руб.
- Техническая оснащенность УЦ. Предъявляется ряд требований к программно-аппаратным комплексам, при помощи которых УЦ осуществляет свои функции — средствам электронной подписи и средствам УЦ.
Определенная процедура аккредитации, регламент, пакет необходимых документов, формат прохождения проверки — все это четко зафиксировано в текущем законодательстве. УЦ, который хочет получить аккредитацию, должен пройти эту процедуру. Получив одобрительное решение Минкомсвязи, он становится аккредитованным и наделяется правом выпускать квалифицированные сертификаты ЭП.
Роль аккредитованного удостоверяющего центра Минкомсвязи
Удостоверяющий центр Минкомсвязи является головным для всех аккредитованных УЦ и представляет собой центральный элемент доверия ко всем корневым сертификатам аккредитованных УЦ.
Данная механика реализуется через технологическую схему кросс-сертификации, и эта схема позволяет любой информационной системе, которая готова принимать квалифицированные сертификаты, доверять всегда только одному главному УЦ — УЦ Минкомсвязи.
Самостоятельно УЦ Минкомсвязи не выпускает сертификаты ЭП, а только кросс-сертифицирует аккредитованные УЦ.
Перечень аккредитованных УЦ есть в открытом доступе на сайте Минкомсвязи. На сегодняшний день их более 400, притом, что среди них есть определенное количество муниципальных и государственных УЦ, используемых для внутренних нужд органов власти и иных госструктур. Коммерческих УЦ тоже достаточно много, и этот факт вызывает беспокойство у Минкомсвязи, так как в некоторой степени разрушает изначальную концепцию о том, что аккредитованный УЦ — это максимально надежный и доверенный поставщик сертификатов ЭП.
Фактически на сегодняшний день все УЦ, занимающиеся выпуском сертификатов до момента вступления в силу Федерального закона №63-ФЗ, прошли аккредитацию и продолжили свою деятельность в качестве аккредитованных. Кроме того, список аккредитованных УЦ постоянно пополняется. Именно поэтому обсуждается внесение правок в №63-ФЗ, которые могут существенно повысить входной барьер для существования аккредитованного УЦ. В 2015 году будут проведены первые проверки уже существующих аккредитованных УЦ на предмет соответствия требованиям законодательства. Вполне возможно, что в результате проверок перечень аккредитованных УЦ Минкомсвязи сократится.
Удостоверяющий центр «СКБ Контур»
УЦ «СКБ Контур» является крупнейшим коммерческим аккредитованным УЦ, который ведет свою деятельность на протяжении более 11 лет и за это время успел выпустил более 3 млн сертификатов ЭЦП и сертификатов ЭП. За 2014 год УЦ «СКБ Контура» выпустил более 600 000 сертификатов ЭП — как квалифицированных, так и неквалифицированных.
В данный момент УЦ активно развивается и действует на всех существующих рынках применения сертификатов ЭП, а также обеспечивает сертификатами всех пользователей сервисов «СКБ Контура».
Михаил Добровольский, эксперт в области применения сертификатов электронных подписей компании «СКБ Контур»
Источник: kontur.ru
Удостоверяющий центр (УЦ): что такое, зачем нужен
Закон гласит: удостоверяющий центр это учреждение, где создают и выдают сертификаты ключей проверки электронных подписей.
Производство ЭП для юридических и физических лиц – основная деятельность таких центров. Удостоверяющий центр работает сразу в трёх сферах: IT-разработки и технологии, право и интернет-безопасность. УЦ конфиденциально хранит информацию об ЭП пользователей и их личные данные.
УЦ должен обладать лицензиями и разрешительными документами Минкомсвязи, ПФР, Росстата, ФНС и ФСБ, чему его обязывает закон.
С 1 июля 2020 года, согласно вступившим в силу поправкам в закон 36-ФЗ, удостоверяющий центр очно удостоверяет личность будущего пользователя ЭП – отныне это УЦ должен соблюдать неукоснительно.
УЦ с помощью криптографических программ обеспечивает достоверность и точность использования ЭП в документоообмене через интернет.
Авторитетный и универсальный удостоверяющий ЭП центр должен выпускать все их разновидности. Подписи такого центра должны быть пригодны для работы на всех торговых интернет-площадках.
Наконец, удостоверяющий центр выполняет функцию доверенного лица между всеми участниками электронного документооборота.
Госорганы, предприниматели и обычные граждане должны быть уверены, что удостоверяющий центр делает это честно. Для этого в новых поправках в закон 63-ФЗ серьёзно повышены требования к центрам.
Планируется, что количество центров уменьшится – с существующих нескольких сотен до пары десятков. Вдобавок намного увеличится надёжность каждого оставшегося работать центра. По новым правилам центры обязаны обладать капиталом в размере от 1 млрд рублей. Если действующему центру не удастся получить аккредитацию согласно новым законам, то этот УЦ проработает лишь до 1 июля 2021 года.
Центр, тот, что планирует работу в соответствии с поправками к закону 63-ФЗ, будет получать аккредитацию в две ступени: в уполномоченном госоргане и в правительственной комиссии.
Всероссийский удостоверяющий центр Такском — один из крупнейших в России. Оказывает все виды услуг по выпуску и обслуживанию электронных подписей для юридических и физических лиц. На сегодняшний день центром выдано несколько миллионов электронных подписей для представления отчетности через Интернет в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат и др.
Подробнее ознакомиться с услугами УЦ Такском можно по ссылке.
Источник: taxcom.ru