Человеческое общество – сложная и постоянно меняющаяся система, в которой всё время происходят какие-то процессы. Оно движется вперёд и развивается, и это развитие никогда не останавливается. Данное явление называется общественным или социальным прогрессом, и сегодня мы подробно поговорим о том, что оно собой представляет, как проявляется и к каким позитивным или негативным последствиям может приводить.
Что такое общественный прогресс?
Общественный прогресс – это развитие, через которое проходит человеческое общество на протяжении всего своего существования. Это движение от низкого уровня к высокому, от примитивного общества к высокоразвитому, от дикого к цивилизованному. Движущими силами общественного прогресса являются достижения в науке, технике, социальной сфере, культуре и других областях человеческой деятельности.
Автором концепции социального прогресса считается французский публицист Шарль Сен-Пьер. Он был убеждённым пацифистом и сторонником целенаправленного развития человечества. В 1737 году в одной из своих монографий он высказал мысль, что прогресс неизбежно будет происходить, поскольку Бог заложил его в нашу природу. Как и другие природные явления, он естественен для каждого человека в отдельности и для всего общества в целом.
1.16 Понятие общественного прогресса 🎓 ЕГЭ по обществознанию без репетитора
Иногда на смену прогрессу приходят такие процессы как:
- стагнация (застой, продолжительный период без перемен);
- регресс (откат прогресса, движение назад и потеря достижений).
Характерной особенностью понятия «прогресс» является то, что его можно употреблять только по отношению к человеческому обществу. А в случае живой природы и окружающей среды более уместны слова «эволюция» и «развитие». Развитие – это более обширное понятие, чем прогресс, поскольку любой прогресс по своей сути является развитием, но не всякое развитие можно назвать прогрессом.
Примеры общественного прогресса
Прогресс сопровождает человечество на протяжении всей его истории. При этом регулярно происходят открытия и другие значимые события, оценивая которые, можно с уверенностью сказать, что это и есть общественный прогресс. В качестве примеров можно привести следующие события:
- Первобытные люди научились добывать огонь, готовить на нём еду и использовать его, чтобы согреться. По сути, именно с «приручения» огня начинается история человечества.
- Во время Неолитической революции (10-12 тысяч лет назад) люди перешли к оседлому образу жизни, начали создавать всевозможные орудия и обрабатывать землю. На смену доаграрному обществу пришло аграрное, и это одна из самых значимых вех общественного прогресса.
- Изобретение книгопечатания (1445 год) позволило значительно повысить общий уровень грамотности населения, что положительно сказалось на развитии человечества.
- Эпоха Великих географических открытий (15-17 века) позволила европейцам значительно расширить свои империи, а впоследствии поспособствовала созданию множества новых государств.
- В 1776 году в США была подписана Декларация независимости. Это событие считается одним из важнейших в американской истории.
- Великая Французская революция (1789-1799) позволила «переформатировать» общество и избавиться от социальной стратификации, провозгласив такие идеалы как свобода, равенство и братство.
- К концу 19-го века весь мир отказался от рабства, крепостничества и подобных им явлений. Сформировалось понимание того, что все люди равны и обладают одинаковыми правами и свободами от рождения.
Критерии общественного прогресса
В социальных науках общественный прогресс оценивается по базовым критериям, каждый из которых характеризует развитие человеческого общества в одном из ключевых направлений. Исследователи выделяют четыре таких критерия:
Личность, бизнес, государство: от борьбы к созиданию. Инновационное право: научный прогресс и общ
- Социальный. Данный критерий объединяет различные аспекты социального развития, такие как права и свободы, качество жизни людей, доступ к различным благам цивилизации, классовое расслоение, разница в доходах, ценность человеческой жизни и прочее. Двигателями социального прогресса являются реформы и революции. И то, и другое подразумевает перемены в жизни общества, но второй вариант более радикален и чреват большим количеством жертв.
- Экономический. Очевидно, что этот критерий объединяет в себе различные экономические показатели, такие как ВВП, объем торговли, развитие банковской сферы, доходы граждан, развитие промышленности и количество доступных рабочих мест. Данный критерий можно считать самым важным, поскольку он оказывает решающее влияние на остальные критерии, которые значительно быстрее развиваются при наличии сильной и здоровой экономики.
- Духовный. Этот критерий самый неоднозначный, поскольку в разных культурах преобладают разные духовные ценности. За примерами далеко ходить не надо. В Европе сегодня одной из важнейших ценностей является толерантность, в частности, по отношению к сексуальным меньшинствам. В то же время в арабских странах однополая любовь считается неприемлемым и абсолютно бездуховным явлением. Но есть и общие моменты. К примеру, в любом обществе осуждаются убийства, воровство и большинство других преступлений.
- Научно-технический. Сюда входят различные открытия и изобретения, разработка новых технологий и создание революционных продуктов, меняющих жизнь человечества (к примеру, всего 30 лет назад люди жили без мобильной связи). Данный критерий прогресса не является основополагающим, но он достаточно объективно отражает общее развитие человечества.
Основные подходы к изучению прогресса
Исследователи выделяют два основных подхода:
- Линейный. Данный подход называется также стадиально-цивилизационным или формационным. Социальный прогресс рассматривают как линейный процесс, проистекающий в соответствии с определёнными закономерностями и всегда ведущий к развитию.
- Нелинейный. Этот подход называют также локально-цивилизационным. В нём общественный прогресс рассматривается как процесс, не имеющий чётко выраженного направления движения. Подъёмы, падения и стагнации постоянно сменяются между собой.
Формы общественного прогресса
Общество представляет собой очень сложную динамически меняющуюся и непрерывно развивающуюся систему. Из-за высокой сложности оно никогда не стабилизируется и постоянно будет находиться в развитии. При этом можно выделить три основных формы развития: эволюция, революция и модернизация. Рассмотрим каждую из них подробнее.
1. Эволюционное развитие
Данная форма подразумевает постепенные незначительные усовершенствования, улучшающие различные аспекты в разных сферах жизни общества. К примеру, у компьютеров, смартфонов и другой современной техники постоянно улучшаются характеристики. Повышаются частоты процессоров, добавляются новые ядра, увеличивается количество памяти. Эти улучшения нельзя назвать революционными, но они нравятся людям и делают их жизни немного проще и интереснее.
2. Революционное развитие
Эта форма подразумевает радикальные улучшения, которые вносят серьёзные перемены в какую-то из сфер жизни (или во все сразу). К примеру, появление мобильных телефонов в корне поменяло жизнь общества.
Здесь возможны два варианта:
- Реформа. Это целенаправленные преобразования, не разрушающие предыдущий порядок, а дополняющие и постепенно вытесняющие его. Реформы не затрагивают фундаментальные основы, а предлагают что-то новое (часто радикально новое).
- Революция. Это резкие перемены, которые часто происходят за счёт разрушения фундаментальных основ предыдущего порядка.
В истории термином «революция» обычно обозначают насильственную смену власти. Как правило, это подразумевает смену политического режима и полное переустройство общества. Очень редко революции проходят мирно, гораздо чаще они приводят к смутам, репрессиям, гражданским войнам и другим разрушительным последствиям для общества. Но и в других областях это встречается часто. К примеру, маркетологи любят говорить, что продукт, который они рекламируют, совершит революцию в определённой сфере.
3. Модернизация общества
Модернизацией социологи называют переходы между разными формами общества (от доаграрного к аграрному, от аграрного к индустриальному и так далее). Современные авторы выделяют два вида модернизации:
- Первичная.Это модернизация, которая осуществляется впервые. К примеру, прогресс западного капиталистического общества с переходом к индустриальному, а затем и к информационному типу.
- Вторичная.Это модернизация «догоняющих» обществ, у которых уже есть готовый пример для подражания, а также понимание конечного результата.
Вторичную модернизацию часто называют «вестернизацией», поскольку речь идёт о том, что восточная культура заимствует что-то у западной. Сегодня можно говорить, что «вестернизация» приводит к постепенному вытеснению местных культур и переходу к универсальным ценностям.
Негативные последствия прогресса
Интуитивно большинство людей воспринимает прогресс как позитивное явление, однако он может приводить и к негативным последствиям. В качестве примера можно рассмотреть развитие СССР в 1930-е годы. Государством руководил Иосиф Сталин, в стране очень быстро развивались промышленность, экономика, наука и техника. А вот в духовной и социальной сферах дела обстояли намного хуже – качество жизни людей ухудшалось.
При Никите Хрущёве уделялось много внимания развитию сельского хозяйства и, в частности, разработке новых земель. Осваивая целину, люди действительно смогли значительно повысить урожаи. Вот только со временем стало понятно, что плодородность почвы быстро снижается. Целинные земли – это ценный ресурс, расходовать который нужно с умом. А политика Хрущёва привела к тому, что значительное количество земель было испорчено.
Ещё один пример можно взять в нашем времени. Современная компьютерная техника и телекоммуникационные технологии предоставляют людям просто потрясающие возможности для поиска информации, общения, образования и решения других важных задач. Интернет – одно из величайших достижений и ценнейших достояний человечества. В то же время интернет сделал возможными такие вещи как кибербуллинг, хакерские атаки, похищение личных данных, шантаж и прочее.
Источник: dnevnik-znaniy.ru
Общественный прогресс
Окружающий человека мир не стоит на месте, все вокруг постоянно претерпевает изменения, в том числе и общество. Это можно заметить наглядно, если сравнить первобытнообщинное и современное информационное общество. Каждое тысячелетие, столетие и даже десятилетие не проходит бесследно для человечества, но как знать, происходят эти изменения к лучшему или к худшему? Одни ученые утверждают, что человечество постоянно эволюционирует, развивается, другие отмечают признаки его деградации. Какие существуют признаки общественного прогресса, каким видят ученые и мыслители развитие человеческой цивилизации – вы узнаете из данного урока.
В быстроразвивающемся мире уже мало учиться только в рамках школьной программы, важно получать полезные знания о финансах и инвестициях, чтобы гарантировать материальное благополучие
Создай себе задел на будущее, получай уже сегодня расширенный объем знаний и навыков по ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ в режиме онлайн
Зарегистрируйся сейчас, ПРИБЛИЗЬ СВОЙ УСПЕХ
План урока:
Понятие общественного прогресса и регресса
Человеческая цивилизация не может надолго оставаться в неизменном виде, с ней постоянно происходят разнообразные социальные изменения. Эти изменения могут быть значительными и малозаметными, стихийными и специально смоделированными. Однако все эти виды изменений в обществе можно свести к двум основным направлениям: социальному прогрессу и регрессу.
Социальный прогресс – это поэтапные, постепенные преобразования в обществе, которые способствуют его развитию, эволюции, восхождению от более низких форм общественных отношений к более высоким. По мере общественного прогресса уменьшается зависимость человека от природной стихии, повышается жизненный уровень, благосостояние людей.
Пример. Благодаря изобретению машинного производства в обществе значительно уменьшилась потребность в тяжелом физическом труде, самые сложные операции стали выполнять машины. В связи с этим значительно снизилась стоимость выпускаемой продукции, так как на производство того или иного товара теперь требовалось намного меньше рабочих. Благодаря снижению стоимости выпускаемой продукции, люди массово стали покупать те товары, которые раньше считались предметами роскоши (например, автомобили).
Тем не менее, социальный прогресс понятие сложное, так как непросто распознать, что общество идет именно по пути самосовершенствования. Многочисленные ученые, философы, мыслители выделяют следующие критерии прогресса социума:
- увеличение степени свободы человека;
- овладение силами природы;
- создание необходимых условий для всестороннего развития личности;
- рост производительности труда, совершенствование техники, возникновение новых технологий;
- распространение просвещения, информации среди большинства людей, проживающих в социуме;
- утверждение в социуме принципов всеобщего равенства, справедливости;
- ускорение экономического роста, увеличение благосостояния народонаселения.
В то же время, ученые отмечают противоречивость общественного прогресса, ведь по мере развития техники и технологий страдает экология, по мере увеличения материального комфорта люди забывают о духовной жизни, автоматизация производства приводит к увеличению производительности труда, но лишает рабочих мест сотни тысяч людей.
Противоположным положительному направлению общественных изменений является социальный регресс. Он характеризуется падением уровня материальной и духовной культуры общества, его деградацией и даже гибелью, нисхождением от более высоких форм общественных отношений к более низким. Общественный регресс может охватывать отдельные сферы жизни социума (экономику, культуру, политику), целые государства и даже цивилизации. Деградация общества может происходить очень медленно, в этом случае признаки регресса практически незаметны окружающим, а может осуществляться очень быстро, привнося в жизнь людей глобальные разрушения.
От чего зависит прогресс и регресс социума, обратимы ли эти процессы, способно ли общество бесконечно переживать циклы упадка и возрождения — над этими вопросами веками задумывались ученые, мыслители, философы. Благодаря их многовековым рассуждениям, сегодня существует несколько теорий (моделей) развития общества.
Теории циклического развития общества
Некоторые ученые уверены, что социальное развитие во многом не зависит от осознанных усилий людей. Они считают, что человеческая цивилизация, состоящая из отдельных обществ,постоянно проходит циклический путь развития – от ее зарождения до гибели. Таким образом, человечество живет по законам природы, также проживает этапы весны, лета, осени и зимы.
Древнегреческие мыслители, философы средневекового Китая, ученые Нового времени заложили основы для циклической теории развития общества. Согласно этой модели, социальные изменения происходят по единому для всех живых существ сценарию: рождение созревание зрелость старость болезни смерть.
В древнеиндийских священных учениях, Ведах, признается циклический путь развития цивилизации. Согласно этим священным текстам, человеческое общество постоянно проходит через четыре этапа своего развития:
- Сатья югу — безгрешную эпоху всеобщего благоденствия, счастья, добра и справедливости. На этом этапе зарождения общества, называемом также Золотым веком, нет войн и конфликтов, люди обладают отличным здоровьем, высокой продолжительностью жизни, прекрасной внешностью, строго следуют нормам морали и нравственности. Люди Золотого века живут в полной гармонии с природой, не нуждаются в результатах достижений научно-технического прогресса.
- Трета югу — эпоху, называемую Серебряным веком. На этом этапе возникают первые конфликты и войны, на одну треть сокращается добродетель, мораль и нравственность, уменьшается здоровье и продолжительность жизни людей. В эпоху Серебряного века также уменьшается память людей, из-за чего они начинают активно использовать письменность.
- Двапара югу — эру возникновения болезней, стихийных бедствий сокращения человеческой добродетели вполовину. В Двапара югу культура и цивилизация деградируют, вследствие чего значительно уменьшается продолжительность жизни человека, на смену всеобщего счастья приходят тревоги и беспокойства.
- Кали югу – так называемый, Железный век- эпоху высокого технического развития общества и его полного морального упадка. Отличительные признаки этой эпохи: широкое распространение в социуме эпидемий, полное разрушение института семьи и брака, частое возникновение природных катастроф, социальных конфликтов, войн. Постепенно, в эпоху Железного века, люди потеряют свой человеческий облик, будут без причины убивать друг друга, полностью деградируют.
Согласно этой модели развития общества, после окончательной деградации и исчезновения людей эпохи Кали, зарождается новая цивилизация Золотого века, и этот процесс повторяется до бесконечности.
Древнегреческие философы Платон и Аристотель также придерживались теории циклического развития, однако они считали, что социальные изменения происходят несколько по другому сценарию. В период зарождения и становления человечества постепенно проявляются все признаки прогресса общества, однако, после того как оно доходит до наивысшей точки своего развития начинается процесс упадка, деградации.
Философ и ученый 19-начала 20 века А.Тойнби выдвинул свою модель циклического развития общества, согласно которой жизненные циклы проживает не все человечество одновременно, а лишь отдельные его общества, государства, народы. Такая модель получила название «Теория локальных цивилизаций». В соответствии с ней, в мировом обществе одновременно зарождаются и гибнут десятки цивилизаций, как сменяющие друг друга отдельные клетки единого организма.
Теории линейного развития общества
Наряду с циклической существует также линейная модель развития общества. Ученые ее разделяющие, считают, что все человечество и отдельные цивилизации проходят единый эволюционный путь, на котором человек непрерывно развивается, самосовершенствуется, прогрессирует. Этот путь состоит из отдельных этапов (исторических периодов), которые последовательно сменяют один другого.
О.Конт – ученый 18-19 века, основоположник линейной теории развития общества утверждал, что человечество эволюционирует благодаря увеличению количества знаний, совершенствованию разума, интеллекта. Конт выделял три стадии социального развития:
- религиозную — в которой люди поклоняются сверхъествественным силам,строят свою жизнь на основе религиозных правил и предписаний, обрядов и культов;
- метафизическую – в которой люди наблюдают за окружающим миром и пытаются объяснить его уже не с помощью религиозных учений, а с помощью рационального мышления;
- позитивную – стадию торжества человеческого разума, открытия законов природы и использования их на благо социума.
Таким образом, концепция Огюста Конта утверждает науку в качестве главной движущей силы истории, эволюции социума.
Другой сторонник модели линейного развития — философ Герберт Спенсер, живший в 19-начале 20 века. Спенсер считал, что причиной эволюции социума является усложнение его структуры, которое возникает благодаря разделению труда. С разделением в обществе обязанностей, появляются новые профессии, должности, организации,возникает социальное неравенство. Общественное неравенство ускоряет общественный прогресс, разделяет некогда единое общество на отдельные классы, сословия, страты, социальные слои. Распределение и перераспределение власти в социуме способствует дальнейшей дифференциации людей по уровню доходов, престижа, образования.
Еще один сторонник линейной теории развития общества — ученый 19 века Л.Морган. Он утверждал, что все человечество проходит единый путь эволюции, заключающейся в постепенном движении от дикости к цивилизации. Основной движущей силой и причиной этого эволюционного процесса Морган считал технический прогресс, благодаря которому стало возможно улучшение материальных условий жизни социума.
Согласно теории Моргана, в первобытно-общинном строе люди пользовались примитивными орудиями труда и оружием, полностью зависели от сил природы, занимались преимущественно присваивающим хозяйством. Так как техническое оснащение людей было очень слабым, общественный прогресс затянулся на тысячелетия.
На следующем этапе своей эволюции – эпохе варварства – люди перешли к хозяйству производящему, освоили выплавку металлов, стали заниматься ремесленным производством. В период варварства люди стали изготавливать более совершенные орудия труда, что позволило ускорить темпы производства. Кроме того, человек научился изготавливать более качественные виды оружия, что привело к бесчисленной череде войн и раздоров, возникновению первых государств.
Завершающим этапом эволюции стала цивилизация — в период которой была изобретена письменность, создана система образования, стала возможна межпоколенная передача научных знаний и опыта.Научный прогресс непрерывно стимулирует развитие цивилизации, поэтому она не превращается в застывшую неподвижную систему, продолжает непрерывно развиваться
Источник: 100urokov.ru
Общественный прогресс: понятие, формы, примеры
Человечество не стоит на месте, а постоянно растет во всех сферах. Жизнь общества налаживается с развитием технологий, машиностроения и переработки ценных ресурсов. Противоречивость общественного прогресса заключается в философской оценке действий человека.
Что это такое?
В широком смысле прогресс — это планомерное развитие от низшего к высшему. То есть постоянное стремление расти ввысь, улучшаться и модернизироваться. Прогресс не бывает быстрым или медленным, он определяется степенью движения. При прогрессе увеличивается количество внутренних организационный связей, усложняется их уровень. Противоположностью прогресса выступает регресс.
Существует и социальный прогресс, он обуславливается критериями общественного прогресса и показывает то, насколько человечество развито в научно-техническом, морально-нравственном и других направлениях. Наш вид прогрессировал от дикой человекоподобной обезьяны до человека разумного.
Проблематика прогресса в обществе
В Стэнфордской философской энциклопедии, поддерживаемой одноименным университетом, имеющейся в свободном доступе онлайн и постоянно обновляющейся сотнями статей от ведущих мировых специалистов, определено три важных вопроса, которые касаются прогресса.
- Приводит ли прогресс человечество к благополучию? Если да, то почему?
- Откуда происходит прогресс и каковы его исторические законы?
- Какие эмпирические доказательства теории прогресса?
Проблема общественного прогресса состоит в невозможности определить его однозначно как положительное или отрицательное явление в жизни человека. Исследователи прогресса понимают благополучие общества по-разному. Одна часть теоретиков придерживается мнения, что измерение уровня жизни происходит в материальном выражении.
А другие напрочь отрицают вышесказанное, заявляя о духовной основе. Главными ценностями выступают: свобода, самореализация, актуализация личности, счастье, общественная поддержка. В другом случае ценности человека могут быть не связаны между собой.
Современное обсуждение
Понятие общественного прогресса возникает с развитием истории. В период эпохи Просвещения формулировались основные тезисы развития человека и его роли во всемирной истории. Исследователи пытались найти закономерности в историческом процессе, и по их результатам они планировали предсказывать будущее.
В то время мнения ключевых философов разделились. Гегель и его последователи рассматривали идеи, которые будут способствовать всеобщему развитию и улучшению. А знаменитый социалист Карл Маркс считал, что надо увеличивать рост капитала и, как следствие, материального благосостояния человечества.
Критерии общественного прогресса
На данный момент нет единого мнения касательно оценки прогресса. Как и отмечалось, философы выделяют три ключевых вопроса к развитию. И поскольку рассматривать прогресс как негативное или позитивное явление нереально, то можно выделить критерии прогресса:
- Увеличение производственных мощностей.
- Научное и техническое развитие, которое поддерживается государством.
- Расширение свободы выражения, свободы слова и соблюдение прав человека.
- Развитие нравственности.
- Постепенный прогресс в области человеческого разума.
Описанные критерии в совокупности нередко противоречат друг другу в плане оценки какого-либо прогресса (социального, экономического). Например, техническое развитие способствует загрязнению окружающей среды. Однако оно крайне полезно для развития общества и также вредно для самого человека, поскольку ухудшает его здоровье, падает нравственное общественное развитие. Прогресс может негативно сказываться на развитии другой сферы деятельности человека.
Еще один яркий пример — это создание атомной бомбы. Первые исследования в области ядерного синтеза показали человечеству, что ядерная энергия может преобразовываться в электричество. С прогрессом в данном направлении как побочный продукт появилась ядерная бомба. И если углубляться, то боеголовка с ядерной начинкой не так плоха. Она обеспечивает относительную стабильность в мировой политике, и планета не видит глобальных войн уже больше 70 лет.
Прогресс в обществе. Революция
Это самый быстрый, но жестокий способ резкой смены одного общественно-политического строя на другой. К революции приступают тогда, когда другой возможности смены власти нет.
Примеры общественного прогресса, которые произошли путем насильственной смены власти:
- Октябрьская революция 1917 года в России.
- Турецкая Кемалистская революция 1918—1922 годов.
- Вторая американская революция, когда Север воевал против Юга.
- Иранская революция 1905-1911 годов.
После установления власти народа, пролетариата, военных и остальных деятелей революции жизнь обычных граждан, как правило, ухудшается. Но затем она постепенно восстанавливается. Во время проведения массовых акций с применением оружия участники протестных мероприятий забывают о гражданских нормах и правилах. И в большинстве случаев во время революции начинается массовый террор, раскол экономики и беззаконие.
Прогресс в обществе. Реформы
Не всегда революция происходит с бряцаньем оружия. Существует и особая форма смены власти – это дворцовый переворот. Так называют бескровное взятие власти одной из политических сил у действующих правителей. В этом случае особых изменений не намечается, а улучшение экономической, политической, социальной ситуаций происходит путем проведения реформ.
Власть планомерно выстраивает новое общество. Общественный прогресс достигается за счет плановых изменений и, как правило, затрагивает только одну сферу жизни.
Немного истории и более глубокое значение термина
Общественный прогресс — это масштабный исторический процесс развития общества. В широком смысле подразумевает под собой стремление к высшему, от примитивизма неандертальцев к цивилизованности современного человека. Процесс осуществляется за счет развития научных, социальных, политических, культурных и других направлений жизни общества.
Французский публицист аббат Сен-Пьер сделал первое упоминание о теории прогресса в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737 год). Описание в книге весьма специфичное для современного человека. И за единственно верное его, конечно же, брать не стоит.
Известный публицист говорил, что прогресс является Божьим промыслом. Как явление, прогресс общества всегда был и будет, и только Господь способен его остановить. На данный момент исследования продолжаются.
Социальный критерий
Он указывает на уровень развития социальной сферы. Под ним подразумевается свобода общества и людей, уровень жизни, корреляция количества денег у населения, уровень развития, взятых на примере отдельной страны среднего класса.
Социальный критерий достигается за счет двух значений: революции и реформ. Если первое подразумевает под собой жесткую смену власти и радикальное изменение существующего строя, то благодаря реформам общество развивается планомерно и не так стремительно. Также реформы амортизируют предполагаемую смену власти и кризисы. Дать какую-то оценку им или революции невозможно. Можно лишь рассмотреть мнения политических и философских школ.
Одна группа исследователей считает, что будет правильной смена власти только вооруженным путем. Демократические выступления с транспарантами и мирными лозунгами зачастую оказываются безрезультатными. Такой способ крайне эффективен, если в стране установлен авторитарный режим и власть узурпирована.
Если в стране находится адекватный лидер, который понимает свою несостоятельность, то он может уступить оппозиционерам власть и дать возможность провести реформы. Но много ли таких случаев? Поэтому большая часть радикально настроенного населения придерживается идей революции.
Экономический критерий
Выступает как одна из форм общественного прогресса. Все что касается экономического развития, относится к данному критерию.
- Рост ВВП.
- Торговые связи.
- Развитие банковского сектора.
- Увеличение производственных мощностей.
- Производство продукции.
- Модернизация.
Таких параметров достаточно много, и поэтому экономический критерий выступает основополагающим в любом развитом государстве. За яркий пример можно взять Сингапур. Это небольшое государство, расположенное в Юго-Восточной Азии. Здесь не имеется абсолютно никаких запасов питьевой воды, нефти, золота и других ценных ресурсов.
Однако по уровню жизни Сингапур опережает богатую нефтью Россию. Коррупция в стране отсутствует, а благосостояние населения растет с каждым годом. Все это невозможно без следующего критерия.
Духовный
Весьма спорный, как и все остальные критерии общественного прогресса. Суждения о нравственном развитии разнятся. И все зависит от того, в каком государстве обсуждается какой-либо вопрос. Например, в арабских странах сексуальные меньшинства — безбожие и мракобесие. И их равноправие с другими гражданами будет общественным регрессом.
А в европейских странах, в которых религия не выступает в качестве политической силы, сексуальные меньшинства приравнены к обыкновенным людям. Они могут иметь семью, жениться и даже усыновлять детей. Определенно, существуют факторы, что объединяют все страны. Это непринятие убийств, насилия, воровства и социальной несправедливости.
Научный критерий
Не секрет, что сегодня человек находится в информационном пространстве. У нас есть возможность купить в магазине все, чего душа пожелает. Все, чего не было у человека чуть больше 100 лет назад. Вопросы связи также решены, легко можно позвонить абоненту из другой страны в любой момент.
Больше нет смертельных эпидемий, вирусов, которые убивали миллионы. Мы забыли о времени, ведь скорость перемещения из одной точки планеты в другую является минимальной. Если наши предки доезжали из точки A в точку B за три месяца, то сейчас за это время можно долететь до Луны.